В соответствии с положениями основного закона Российской Федерации граждане имеют право на отстаивание своих законных интересов в случае их нарушения. На текущий момент существует несколько способов защиты, в их числе право на обращение за справедливостью в суд. Однако, на практике могут возникнуть ситуации, когда права и интересы гражданина нарушаются самим же судьей. В этой ситуации участник судебного процесса получает право на то, чтобы составить обращение и подать жалобу на действия суда.
Повод для составления жалобы на действия суда
Существует несколько поводов составления жалобы на действия суда:
- В случае, когда судьей был нарушен процессуальный порядок ведения судебного дела (процесса), установленного в соответствии с процессуальным законодательством.
- В случае, когда судьей было совершено правонарушение или нарушен кодекс судейской этики вне судебного процесса.
Инстанции, в которые можно направить жалобу на действие суда
Квалификационная коллегия.
Чаще всего, обращения составляются именно в региональную квалификационную комиссию судей. Жалоба пишется на имя председателя указанного органа. Текст обязательно должен содержать перечисление всех фактов нарушений, которые были совершены судьей в процессе конкретного судебного разбирательства, либо вне его. Доказательной базой могут стать приложенные к обращению видео или аудиозаписи, где зафиксированы факты нарушений.
Срок рассмотрения жалобы, поданной в региональную квалификационную коллегию, в соответствии с действующим законодательством, равен 30 дням.
Если гражданин не согласен с окончательным решением по поданному им обращению, принятому региональной квалификационной коллегией, он может воспользоваться присущим ему правом на то, чтобы подать повторное обращение в вышестоящую инстанцию, в качестве которой выступает Высшая квалификационная коллегия РФ.
Рассмотрение обращения здесь составляет до 90 дней. После того, как будет произведена окончательная проверка, заявителю будет направлен мотивированный ответ. В случае обнаружения нарушений будут приняты соответствующие меры.
Департамент обеспечения деятельности судов.
В данный орган можно пожаловаться на работу сайта суда, работу судебной канцелярии, аппарата и пр. Иными словами, сюда направляются все заявления по поводу организации работы органа правосудия. Причиной обращения может быть, например, установка в здании суда специальных ящиков для сбора апелляционных жалоб. Такое событие имело место быть в нашей стране в одном из зданий суда и было пресечено только действиями судебного департамента. При этом ведомство по максимуму сопротивлялось и стремилось сохранить такие ящики для сбора обращений. Делалось подобное с целью сокращения личного приема граждан.
Также примером нарушения, о котором можно сообщить в департамент, может стать отсутствие опубликованной на сайте суда информации о ходе дела.
Любое обращение, которое планируется направить в Департамент, можно направить также председателю суда. Данное лицо уполномочено на решение подобного рода вопросов.
Прокуратура, следственный комитет, полиция.
Граждане имеют право направлять заявления о нарушениях закона и в правоохранительные органы. Судьи относятся к специальным субъектам, в случае, если речь идет о том, чтобы привлечь их к административной или уголовной ответственности. Несмотря на наличие у них иммунитета, он не равен вседозволенности и возможности совершать правонарушения безнаказанно.
Если имел место факт совершения преступления со стороны служителя закона, то он будет привлечен к административной ответственности, но потребуется добиться снятия неприкосновенности с конкретного лица.
Администрация Президента.
Это еще одно ведомство, которое сможет рассмотреть жалобу граждан на действие суда. Т. к. федеральные судьи назначаются указом Президента, то Президент «косвенно» будет отвечать за действия своих назначенцев. Составленное обращение должно быть четким и юридически грамотно составленным и оформленным.
Текст жалобы в обязательном порядке должен иметь сноски на конкретные статьи законодательства Российской Федерации. Важным моментом станет и наличие доказательной базы. Текст обращения не должен содержать оскорблений или клеветы. В противном случае, составитель – отправитель будет привлечен к ответственности.
Общие правила составления обращения
Лицо, права которого были нарушены некомпетентной работой служителей закона, должен составить жалобу, оформленную в письменном виде. Допустим рукописный вариант или набор текста на компьютере. В законе нет четко установленного образца для оформления таких жалоб. Составить их можно в свободной форме, однако, некоторые сведения являются обязательными для указания, а именно:
- Наименование органа, куда направляется жалоба.
- Персональные данные заявителя (ФИО + паспортные данные).
- Контактный номер телефона заявителя.
- ФИО судьи, действия которого послужили поводом для обращения.
- Четкое описание фактов нарушений. Обязательной является ссылка на конкретные нормы законов.
- Требования по восстановлению нарушенных интересов и прав.
- Дата составления жалобы.
- Подпись лица, составившего обращение.
Заявление положено составлять в двух экземплярах. Один из них направляют в соответствующую инстанцию, второй же отправитель оставляет себе.
Порядок рассмотрения претензии
Жалоба будет принята и зарегистрирована, если она не нарушает норм законодательства и составлена верно. Например, если в обращении откровенная клевета или оскорбления, то его попросту никто не примет к рассмотрению.
В случае принятия претензии к рассмотрению, она направляется в дисциплинарную комиссию, после чего документ передается на рассмотрение председателю комиссии, который вручает его одному из членов комиссии для подробного изучения.
По итогам проведенного разбирательства выносится решение и составляется заключение, направляемое судье, которого подозревают в совершении дисциплинарного проступка. Один экземпляр заключения будет передан председателю совета судей Российской Федерации.
При подтверждении факта нарушения, совет судей привлечет обвиняемого к ответственности.