Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи

Общие положения

Замечание 1

Законодательная база защиты прав потребителей по договору розничной купли-продажи – это нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие вследствие подписания договора купли-продажи между продавцом и потребителем (ст. 492).

В отличии от других договоров купли-продажи защита прав потребителей при договоре розничной купли-продажи имеет свои особенности в следующих случаях: при обмене или продаже товара надлежащего качества.

Покупатель имеет право в течении 14 дней после приобретения непродовольственного товара, обменять его на аналогичный товар иного габарита, размера, фасона, формы, комплектации или расцветки непосредственно в месте покупки или в местах, определенных продавцом, который обязан при этом произвести перерасчет в случае разницы в цене между обмениваемыми товарами. Если у продавца отсутствует необходимый для обмена товар, то покупатель имеет право вернуть уже приобретенный товар и получить назад уплаченные за него денежные средства.

Соответствующие требования покупателя о возврате или обмене товара должны быть удовлетворены, если полностью сохранены потребительские свойства товара, он не был в употреблении, есть все доказательства того, что товар был приобретен именно у того или иного продавца (или в торговой точке).

Если покупателю был продан товар ненадлежащего качества, а его недочеты и недостатки не были оговорены при реализации товара продавцом, то в соответствии с Гражданским кодексом (ст. 503), покупатель имеет право потребовать:

  • уменьшение покупной цены (соразмерное);
  • замена товара ненадлежащего качества качественным;
  • безвозмездное и незамедлительное устранение недостатков товара;
  • возмещения расходов, потраченных на устранение недостатков товара.

При обнаружении недостатков товара, качества и свойства которого не дают возможности для их устранения (товары бытовой химии, продовольственные товары и др.), покупатель может по собственному усмотрению требовать замены соответствующим товаром надлежащего качества или уменьшением покупной цены. В отношении бытовой техники и оборудования покупатель имеет право требовать замены товара, возврата уплаченной суммы за товар в случае значительных нарушений в отношении требований к качеству товара (п. 2 ст. 475).

«Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Покупатель может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата суммы, уплаченной за товар. В случае отказа от исполнения договора купли-продажи в розницу с требованием возвращения уплаченной суммы за товар, покупатель должен вернуть товар ненадлежащего качества по требованию продавца и за его счет.

Замечание 2

При возврате суммы, уплаченной за товар, продавец не имеет права, удерживать сумму, на которую снизилась стоимость товара из-за частичного или полного его использования, потери товарного вида или других подобных обстоятельств.

Судебная защита прав потребителя при розничной купле-продаже

Все дела, касающиеся прав потребителя, рассматривают суды общей юрисдикции. Претензионный обязательный порядок урегулирования споров при данной торговли не предусмотрен.

Доказывание обстоятельств, которые освобождают от ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства (включая причинение вреда), полностью лежит на продавце (в том числе, изготовителе, индивидуальном предпринимателе, исполнителе, уполномоченном импортере или уполномоченной организации). Исключение: продажа товаров, оказание услуги и выполнение работ ненадлежащего качества, при которых бремя доказывания во многом зависит от установленного гарантийного срока, периода обнаружения недостатков.

Защита прав потребителей допускает возмещение убытков потребителю в полном объеме. Убытки должны быть возмещены сверх пени (неустойки), установленной договором или законом.

При судебном решении вопроса о моральной компенсации вреда, нанесенного потребителю, для удовлетворения иска достаточным условием выступает факт самого нарушения прав потребителя. Объем и размер моральной компенсации определяется судом вне зависимости от размеров возмещения имущественного вреда. В каждом конкретном случае размер присуждаемой компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных физических и нравственных страданий, опираясь на принципы справедливости и разумности.

При удовлетворении требований потребителя судом, суд взыскивает в пользу потребителя с ответчика штраф.

Защита прав потребителя по договору купли-продажи в розницу при дистанционном способе торговли

Гражданский кодекс (ч. 2 ст. 497) регулирует правоотношения между сторонами договора розничной купли-продажи, осуществляемой дистанционным способом. Такой договор может заключаться на основании ознакомления покупателя с предложенным описанием товара (услуг) посредством проспектов, каталогов, фотоснимков, буклетов, средств связи (почтовой, телевизионной, через интернет и т.д.), а также другими способами, которые исключают возможность непосредственного контакта потребителя с товаром (образцом товара) при заключении договора дистанционным путем.

Договор считается исполненным с момента доставки товара в место, прописанное в договоре. Если место доставки не определено, то по месту жителя покупателя или по месту его нахождения.

Покупатель имеет право до передачи товара отказаться от исполнения данного договора при условии возмещения необходимых расходов продавцу, понесенных в результате совершения действий по исполнению договора. Особенность заключения договора в том, что продажа товаров происходит, исходя из ознакомления покупателя с предложенным перечнем товаров, содержащихся в проспектах, каталогах и т.д., исключающими непосредственное ознакомление с товаром.

Оплата товаров происходит непосредственно при доставке товара курьером, «электронными деньгами» или при наличии агентского договора. Виртуальные магазины обязаны использовать кассовую технику. Контрольно-кассовая техника, как правило, находится в офисе продавца. Курьер вместе с товаром обязан предоставить чек.

Дата написания статьи: 07.04.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot