Зарождение феодального государства Сербии
В Сербии раннефеодальное государство сложилось к IX веку. Первоначально это были государственные образования, возглавляемые жупанами, и представляющие остатки родоплеменного строя. В результате феодальных междоусобиц в начале Х века страна попала в зависимость от Византии. Во второй половине IX века произошло крещение сербов.
До середины XII века Сербия являлась феодально-раздробленной страной. В конце XII века к власти пришел Стефан Неманя, который основал династию Неманичей. Он изгнал византийцев и воссоздал сербское государство, которое было признано Византией в 1190 году.
В середине XIV века к власти пришел Стефан Урош IV (Душан), создавший империю из сербских, албанских, греческих и македонских земель.
Сербия, после смерти Стефана, вступила в полосу феодальных распрей и народных волнений, и оказалась на грани полного распада. В результате в 1389 году ослабленное государство после битвы на Косовом поле оказалось в вассальной зависимости от Турции. Окончательно свою независимость Сербия потеряла в 1459 году, когда страна превратилась в турецкий пашалык.
По мере развития феодализма власть монарха-князя укреплялась и с середины XIV в. Сербия оказалась во власти сословной монархии. С 1346 года во главе государства находился царь, выполняющий роль верховного законодателя, главнокомандующего и судьи. При царе работал синклит - совет из членов царской семьи и высших феодалов. В отдельных случаях синклит мог преобразоваться в Сабор (путем привлечения средних и мелких феодалов, церковной верхушки), обладающий правом принимать законы, избирать монарха и решать вопросы войны и мира.
В Сербском государстве отсутствовала столица. Королевский двор находился в постоянном передвижении по крупным монастырям и частным замкам. В состав армии входили дружины феодалов, земское ополчение, наемники.
Общественный строй средневековой Сербии
Развитие феодальных отношений в Сербии протекало медленно, что было обусловлено общинным землевладением, наличием общины-задруги, постоянными междоусобицами и набегами соседей.
Устойчивую социальную структуру в стране можно наблюдать с конца XII в. Все общество было поделено на феодалов и зависимое население. Класс феодалов включал высшее сословие (властелей и властеличей), средних феодалов (прониариев) и мелких феодалов – войников, или дружинников. Высшее духовенство обладало иммунитетом перед местной администрацией, оно не подлежало светскому суду и не несло никаких повинностей. Властели и властеличи имели общие привилегии и права: право владеть крестьянами и землей, право занимать государственные должности, они подлежали суду равных. В своих владениях феодалы пользовались неограниченной властью.
Существовали такие формы собственности, как:
- домениальная собственность – господская собственность на землю и все на ней находящееся;
- баштина – безусловное наследственное земельное владение (феодалы – баштинники);
- прония – условное владение, следующее в результате пожалования короля, крупного феодала вассалу за службу (феодалы – прониарии).
Феодально-зависимое население по имущественному и правовому положению было неоднородно. Население представляли:
- лично свободные крестьяне-землевладельцы - себры;
- лично обязанные крестьяне, проживающие на землях феодалов – меропхи;
- потомки рабов, которые считались полной собственностью феодала – отроки;
- потомки туземного населения, не имеющие собственного хозяйства – влахи.
В 1354 г. было закрепощено все крестьянство. Рабство сохранялось до начала XV века.
Процесс отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства шел медленно, что обусловило определенное запаздывание в формировании и развитии городов. Горожане принадлежали к лично свободным подданным короля, а купечество обладало рядом привилегий.
Развитие феодального права Сербии
В догосударственный период развития в Сербии действовало обычное право. По мере становления государственности появились правовые заимствования из византийских источников: нормы Земледельческого закона и Эклоги, законодательство Юстиниана, свод законов «Номоканон», который содержал нормы светского и церковного права.
На развитие права большое влияние оказал Закон Судный людем (Болгария).
В 1349 г. в г. Скопье на Соборе высших светских и духовных феодалов был принят «Законник благоверного царя Стефана» – национальный свод законов, в котором были изложены нормы государственного, церковного, гражданского, процессуального и уголовного права. Законник закреплял владычество господствующего класса, сложившиеся феодальные правоотношения, защиту населения от произволов высшего феодального сословия.
Источники «Законника благоверного царя Стефана»:
- заимствования из византийского права;
- обычное сербское право;
- королевские грамоты-хрисовулы;
- административно-судебная практика.
В государстве Законник обладал высшей юридической силой, он содержал:
- нормы уголовного права (нарушение норм законов, правонарушения против государства и личности);
- понятия самообороны, вины, пособничества, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства;
- принцип коллективной ответственности;
- виды преступлений: государственные (разбой, измена, подделка денег и документов), церковные (ересь, язычество, совращение в чужую веру, мздоимство церковнослужителя), против суда и порядка управления (лжесвидетельство, неявка или отказ от суда, подделка судебных грамот, неисполнение решения суда, самовольное заточение без суда в темницу), против личности (половые преступления, убийства, причинение телесных повреждений), против общественной безопасности, имущественные преступления (повреждение или хищение чужого имущества);
Законник четко следовал классовому принципу.
В качестве наказания в нем предусматривались: штрафы, конфискация имущества, телесные наказания, лишение свободы, клеймение, членовредительство, смертная казнь. Наказания отражали особенности влияния Византии и зрелого феодализма.
К XIV веку в Сербии действовали церковные, государственные и вотчинные суды. Суд и администрация не были отделены друг от друга. Царь являлся верховным судьей. В областях и городах действовали государственные суды.