Кодекс Хаммурапи
Кодекс Хаммурапи, или Законы Хаммурапи – законодательный свод Древнего Вавилона, созданный в 1750-х гг. до н. э. при царе Хаммурапи. Кодекс является древнейшим правовым документом в мире.
Изначальный текст его представлен в виде клинописной надписи, высеченной на диоритовой стеле конусообразной формы на аккадском языке. Обнаружена стела была на рубеже 1901-1902 гг. во время раскопок, осуществлявшихся на территории персидского города Сузы. Представленные законы регулируют вопросы судопроизводства, уголовного и частного права, охраны брачно-семейных отношений и разных форм собственности. С течением времени многие законы со стелы были стерты, сейчас их удалось частично восстановить по копиям с глиняных табличек.
Кодекс Хаммурапи представляет собой результат крупнейшей реформы правопорядка, существующего в то время. Он был призван дополнить и унифицировать неписанные нормы поведения, которые зародились еще в первобытном обществе. На протяжении многих столетий Законы оказывали огромное влияние на всю культуру Древнего Востока. Закрепленная вавилонским сводом система права была передовой для своего времени по вместимости нормативного содержания и используемым юридическим конструкциям, которые были превзойдены позже лишь правом Древнего Рима.
Законы отличаются стройностью и продуманностью правового регулирования, а также относительной жестокостью устанавливаемых уголовных наказаний.
Для Законов Хаммурапи характерно почти полное отсутствие сакрально-религиозной мотивировки правовых норм, четкое отделение религиозно-этических моментов от правовых, что представляет их в виде первого в мире чисто законодательного акта. Обрядовые культовые моменты затрагиваются в неюридических частях Кодекса, а именно, в прологе и в эпилоге.
Общая характеристика Законов Хаммурапи
Законы Хаммурапи являются вершиной развития права древней Месопотамии и первым в мире источником писаного права.
Целью создания Законов Хаммурапи стала реформа существующего в то время правопорядка. Законы включали царское законодательство, обычное право, в них отображена попытка унификации права по определенным принципам, проведенным по ряду институтов и находящихся на вершине требований эпохи. Введение Законов преследовало, в первую очередь, сохранение уже имевшейся правовой системы с внесением уточнений согласно изменившимся социально-экономическим условиям.
Законами была предусмотрена достаточная суровость наказания – смертная казнь в 31 эпизоде, в том числе смерть в случае невозможности осужденным оплатить штраф. Это было обусловлено традициями политики Ближнего Востока того времени и самим фактом образования Вавилонского государства, правителям которого приходилось вводить устрашающие меры для поддержания порядка на завоеванных землях.
Краткая характеристика Законов Хаммурапи:
- написаны на грамматически образцовом, деловом старовавилонском диалекте аккадского языка;
- изложены с большой простотой и существенной экономией выразительных средств;
- в законах отсутствует дублирование и противоречивость норм;
- значительная дробность законодательства, обусловленная приданием большому количеству фактов отдельного юридического значения;
- отточенные формулировки и строгая логика.
Некоторые исследователи относят Законы Хаммурапи к сборникам судебных казусов, к источникам права, обладающим консолидирующим и в определенной мере кодифицированным характером.
Большая часть исследователей права считают, что Законы представляют собой законодательный акт, который предназначен для реального исполнения. Они указывают, что Законы – это средства, помогающие вавилонянам сохранить порядок и законность в качестве значимой традиции.
На протяжении многих столетий Законы Хаммурапи оставались основой прав на Древнем Востоке, не смотря на различные модификации, вносимые в разное время в правовую практику. Законы оказали огромное влияние на формирование библейского законодательства, среднеассирийских и хеттских законов, опосредованно – на греческое право и право некоторых народов Средиземноморья.
Структура Законов Хаммурапи
В Законах не всегда можно выделить конкретные отрасли права, тем не менее расположение их норм выстроено достаточно логично и последовательно.
Все положения Законов по своему содержанию можно разделить на группы:
- Отправление правосудия.
- Охрана собственности царя, царских людей, общинников и храма.
- Охрана имущества, полученного от царя за службу.
- Операции с недвижимостью и вопросы, связанные с недвижимостью.
- Торговые и другие операции, в том числе деликты в этой области.
- Наследственное и семейное право.
- Преступления против личности.
- Операции с движимым имуществом, в том числе личный наем и наем имущества, деликты в данной области.
Переход от одной группы норм к другой осуществляется по ассоциативному принципу, в основе которого лежит предмет регулирования. Последние нормы одной группы пересекаются с первыми нормами следующей группы. Определенная система переходов прослеживается и внутри самой группы.
Терминологический аппарат Законов включает главным образом наименования сословий, профессий, единиц измерения. Социальное строение вавилонского общества включало три сословия: царские люди, общинники (в Законах назывался «человек»), рабы. Царские люди находились под патриархальной властью царя и не принадлежали к общине. Общинники-авилумы выступали полноправными свободными гражданами, а рабы представляли собой низший общественный слой, рассматриваемый законами в качестве вещи и находящимся в полной зависимости от хозяина. Субъектами права также выступали государственные служащие, торговцы (тамкарум, шамаллум, сабитум), воины (редум, баирум), командные чины (декум, ша-хаттатим, лапуттум), разные категории жриц (надитум, шугетум, угбабтум, энтум).
Единицами измерения являлись счетные денежные единицы (ману, шиклу, ше), единицы измерения площади (сар дома, бур земли, массы – гур зерна). Некоторые термины, предположительно названия болезней, переводу не поддаются.