Региональное законодательство
Региональное законодательство – это комплекс высших нормативно-правовых, законодательных актов субъекта федерации, в состав которого входят: учредительный документ субъекта (т.е. его конституция или устав), а также нормативные и законодательные акты по вопросам совместного ведения субъекта РФ и Российской Федерации, акты по вопросам исключительной компетенции субъекта РФ.
Сущность высшей юридической силы законодательных актов субъектов РФ заключается в том, что их действие распространяется на всех граждан субъекта РФ, исполнение таких нормативных и законодательных актов является обязательным как для частных лиц, так и для хозяйствующих субъектов, должностных лиц, а также органов государственной власти, функционирующих на территории субъекта федерации. Если говорить о сущности законотворческих полномочий субъектов федерации, то она заключается в способности, а также возможности субъекта утверждать акты нормативного и законодательного характера, но с условием обязательного соблюдения установленного порядка,
На современном этапе развития региональное законодательство в системе отечественного законодательства занимает особое место, так как представляет собой один из наиболее важных уровней нормативно-правовых актов,
На современном этапе развития отечественного законодательства соотношение законодательства субъектов с федеральным законодательством не во всех случаях построено по принципу иерархичности, т. е. в данном случае можно говорить о соподчиненности. По мнению некоторых специалистов в сфере права две такие системы законотворчества обладают абсолютной равноправностью. Нельзя, говорить о том, что региональное законодательство в широком смысле в обязательном порядке должно соответствовать всему федеральному законодательству, так как каждый уровень современного отечественного законодательства формируется относительно органами власти с относительной самостоятельностью. Однако, с другой стороны, на сегодняшний день связь регионального и федерального является достаточно сильной, в связи с чем нельзя говорить об их параллельном существовании и независимости.
В то же время не все законодательные и нормативные акты субъектов в равной степени соотносятся с законодательством. Некоторые нормативные и законодательные акты регионального уровня характеризуются большей самостоятельностью, а другие, наоборот, характеризуются достаточно сильной связь с федеральным законодательством. Именно с этим в некоторых случаях связано возникновение так называемых правовых коллизии между данными уровнями законодательства, т.к. изменение положений нормативных актов на одном уровне автоматически приводит к их нестыковке с нормами нижнего уровня.
На современном этапе развития одной из приоритетных задач в данном направлении можно назвать обеспечение гармонизации регионального и федерального законодательства. В данном случае можно говорить о нескольких аспектах данной проблематики. Во-первых, на сегодняшний день существует необоснованное дублирование правовых положений федерального законодательства в рамках актов регионального уровня. Также необходимо отметить коллизии законодательства регионального и федерального из-за существования прямого противоречия некоторых актов законодательства субъектов федеральной Конституции и законам.
Для определения допустимости повторений содержания федерального законодательства и рамок необходимо прежде всего разобраться в природе их возникновения.
Их появлению способствует то обстоятельство, что большая часть отношений в обществе регламентируется более детально на федеральном уровне, который представлен различного рода федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями исполняющих органов власти в лице Правительства РФ. Таким образом, для регионов остается неширокий простор для собственного правотворчества.
Подписание и обнародование законодательных актов ДФО
Действующая редакции Конституции РФ в целях обеспечения принципа разделения власти как гарантии от возможных ошибок в законотворчестве закрепила за главой государства право промульгировать и отклонять законы на федеральном уровне. Данная схема также может быть применима и к региональному законодательству.
На современном этапе развития подписание и обнародование законодательных и нормативно-правовых актов характеризуется тесным взаимодействием законодательного (представительного) органа и высшего должностного лица субъекта РФ. Довольно часто оно сопровождается возникновением некоторых разногласий между законодательной и исполнительной властью, а также определением наиболее эффективных путей для их оптимального решения.
Законодательный орган региона направляет принятый законодательный или нормативно-правовой акт на подписание высшему должностному лицу своего субъекта. В рамках принятых нормативно-правовых актов регионов, которые на сегодняшний день образуют Дальневосточный федеральный округ, устанавлены различные сроки направления законодательных актов главе исполнительной власти. Так, например, законы, которые были приняты Магаданской областной Думой, направляются губернатору только через три дня после доработки; В соответствии с Законом «О законодательной деятельности в Приморском крае» и Регламентом Законодательного Собрания Камчатского края для отправки устанавливается семидневный срок. В Хабаровском крае и Еврейской автономной области такой срок составляет 10 дней, в Республике Саха (Якутия) - 5 дней, в Чукотском автономном округе - 20 дней.