Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания РФ

Понятие закона

Закон в РФ представлен в качестве обязательного для исполнения официального документа, принимаемого в соответствии со специальными нормами за счет голосования в парламенте. Иными словами, закон — это письменное правило, которое в обязательном порядке должно соблюдаться гражданами для реализации собственных прав, а также для того, чтобы избежать наказания за его невыполнение.

Законы обеспечивают регулирование важных общественных отношений. К примеру, это может быть государственное устройство, ведение бизнеса, институт брака и семьи. Такая функция может исполняться, например, и прокурорскими предписаниями. Однако, у законов имеется несколько важных отличий:

  1. Исполнение законов не является разовым или временным. Оно является постоянным.
  2. Законы ориентированы не на конкретный объект, а на все общество в целом.

Классификация законов по юридической силе и географическому признаку

Все законы в РФ могут быть классифицированы на определенные категории. Они включают в себя:

  1. Конституция РФ. Является главным законом страны.
  2. ФКЗ. Эти законы создаются для детализации положений Конституции.
  3. ФЗ. Раскрывают остальные положения главного государственного закона.
  4. Региональные НПА. Издаются соответствующими локальными парламентами.

Особенности законодательного процесса

Законодательный процесс состоит из ряда этапов, которые называются стадиями законодательного процесса, являющимися относительно обособленными.

Стадии законодательного процесса являются детально регламентированными. При этом регламентированы также и такие составляющие, как:

  1. Роли участников законодательного процесса.
  2. Сроки.
  3. Порядок действий участников.
  4. Обязанности и права, которые четко оговорены за счет процессуальных норм конституционного права.

Если проигнорировать какую-либо стадию, пренебречь процедурными правилами, это приведет к нарушениям законности в законотворчестве. Конституция РФ и регламент палат Федерального Собрания РФ предусматривают следующие этапы законодательного процесса:

«Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания РФ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Подготовительные работы по законопроекту и внесение его в Государственную Думу. Это так называемый этап законодательной инициативы).
  2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе с дальнейшим его принятие, либо с отклонением, как полностью, так и частично.
  3. Одобрение законопроекта Советом Федерации, что был принят Государственной Думой, либо его отклонение.
  4. Подписание или отклонение закона (использование права вето) Президентом РФ.
  5. Публикация закона.

Внесение законопроекта на рассмотрение Государственной Думы

Внесение законопроекта на рассмотрение Государственной Думы также именуется законодательной инициативой. Статьей 104 Конституции РФ регламентирована эта первая стадия законодательного процесса.

Лишь строго определенный круг субъектов обладает правом законодательной инициативы. Среди них:

  1. Президент Российской Федерации.
  2. Совет Федерации.
  3. Депутаты Государственной Думы.
  4. Конституционный Суд РФ.
  5. Верховный Суд РФ.
  6. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (относительно вопросов их ведения).
  7. Правительство РФ.
  8. Законодательные органы субъектов РФ.

В части 2 статьи 104 Конституции РФ отражено, что законопроекты могут быть внесены в Государственную Думу. Данным положением Конституции Российской Федерации предопределена общая схема движения законопроекта в Федеральном Собрании Российской Федерации. То есть, он проходит путь из нижней в верхнюю палату.

Порядок реализации законодательной инициативы

В соответствии с Регламентом Государственной Думы (статья 104), законодательная инициатива реализуется в разных формах:

  1. Внесение проектов законов РФ о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов в Государственную Думу.
  2. Внесение в Государственную Думу законопроектов РФ о поправках.
  3. Инициация законопроектов по внесению изменений, а также дополнений в уже действующие законы РФ, а также в законы РСФСР, ФКЗ, ФЗ и признание данных законов утратившими силу. Кроме того, есть и еще один вариант – неприменение нормативно-правовых актов законодательства СССР на территории Российской Федерации.
  4. Внесение поправок к законопроектам. В действующем регламенте Государственной Думы нет такой формы реализации законодательной инициативы, как внесение предложения о принятии закона (например, в регламентах съездов Верховного Совета РСФСР подобная форма существовала).

Субъект права законодательной инициативы может не просто формулировать идею законопроекта, а также осуществлять подготовку его текста. Такое требование к субъектам законотворчества является свидетельством об определенном прогрессе в процессе развития российского законодательного процесса.

Законопроект, который внесен на рассмотрение парламента, обязан соответствовать ряду требований. Согласно статье 105 Регламента Государственной Думы, в качестве необходимого условия для внесения законопроекта выступает представление:

  1. Пояснительных записок к законопроектам. Они представлены в виде предмета законодательного регулирования, а также концепции предложенного законопроекта.
  2. Текстов проектов законов с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, что внес законопроект.
  3. Списка актов федерального законодательства, что подлежат признанию утратившими силу, а также изменению, приостановке, дополнению определенными положениями, а также принятию.
  4. Финансово-экономического обоснования (если внесен законопроект, реализация которого нуждается в минимальных затратах).
  5. Заключения Правительства Российской Федерации (в ситуациях, что определены в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации).

Законопроект, который был подготовлен к внесению в Государственную Думу, а также материалы к нему, что предусматриваются в соответствии с Регламентом Государственной Думы, должны быть направлены субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы.

Законопроект будет считаться внесенным в Государственную Думу с момента его регистрации. На все законопроекты должна быть заведена электронная регистрационная карта, где отражены данные о законопроекте, а также о сроках его поступления в Государственную Думу, о прохождении законопроекта, принятии или отклонении Государственной Думой такого закона.

Председатель Государственной Думы должен направить поступивший законопроект, а также материалы к нему в депутатские объединения и в комитет Государственной Думы согласно вопросам его ведения, определяющий соответствует ли законопроект требованиям Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы. В 14-дневный срок законопроект должен быть представлен на рассмотрение Совета Государственной Думы (в данный срок не принято засчитывать время работы, которое затрачено на работу с избирателями).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 09.03.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot