Проблемы римского права на Руси
Римское право оказывало на Россию влияние не меньшее, чем на западную Европу. Но своеобразность такого влияния заключена в том, что Кодекс и Дигесты Юстиниана проникали в Россию в 10-12 веках из Византии заодно с христианством.
Элементы византийского права попали на Русь еще в начале 10 века, по причине заключения русско-византийских договоров 911 и 945 годов. После 988 года Князь Владимир Святославович предпринимал попытку введения в действие на территории Руси непосредственно византийского свода законов 13 века - Эклоги.конкретно этим документом предусмотрено появление системы физических наказаний за преступления, вплоть до смертной казни, на замену существующих судебных штрафов, называемых- "вир". Но попытка скорейшего перехода к византийской системе уголовных наказаний претерпела неудачу, быть может в результате опустошения княжеской казны по причине отсутствия важнейшего источника дохода, выражаемого в вирных платежах. Позже, римское право наиболее осторожным образом вводилось при учете русского обычного права - в Правде Ярослава и иных документах.
Если княжеские своды и делали ссылки на греческие, то есть византийские законы, но преимущественным образом все же опирались на местное, обычное право, то православная церковь являлась более последовательным проводником римско-византийского права.
Наиболее древние основы обязательственного, брачного и налогового права конкретно в тот период активным образом перенимались из Дигестов и Кодекса Юстиниана. Множественные судебники древней Руси делали прямую ссылку на греческие переводы Юстиниана, заимствовав порой как систему, так и конкретные правовые нормы. Известными являются древние переводы на русский язык частичных Новелл Юстиниана, выдержек из Кодекса и Дигест, которые собраны в популярном своде церковного права - "Кормчей книге" 12 века.
Известным является, что церковные суды, прямо руководствуясь нормами римско-византийского права, обладали довольно обширной юрисдикцией, распространяющейся и на круг лиц, которые не принадлежали церкви, активно вмешивались этим образом в гражданское судопроизводство.
Вторая волна воздействия римского права на Россию связывается с падением Константинополя в 1453 году, а так же Восточной римской империи. Русскими царями наследовались некоторые принципы, положения публичного римско-византийского права. Хоть в 15-17 веках они в собственных судебниках продолжили делать ссылки на греческие законы в форме одного из главных источников права, но о серьезной рецепции римского частного права в России можно сказать только с натяжкой. Традиционным образом на древней Руси важное внимание было уделено публичному праву.
Проблемы рецепции римского права в России
Только начиная с 18 века можно вести разговор о рецепции в России римского частного права в западно-европейском принятии данного слова. Это связывается сустремлением Петра I и следующих императоров построения российских законов на принципах европейских гражданских институтов. Во второй половине 18 века, в период царствования Екатерины II Великой, которая находилась, как известно, под мощным воздействием идей просветителей французского происхождения, стало образовываться в России частное право, которое понимается в форме законодательногоограничения произвольного вмешательства государства в частную, экономическую жизнь. В данный период времени ее указами установлено понятие частной собственности в форме свободного использования собственного имущества вне зависимости от «казенного интереса». Но, к сожалению, это являлось привилегией только одного сословия, представленного дворянами.
Только в 60-е годы 19 века во время реформаторства Александра II, который отменил крепостное право, частная собственность и частное право обрели окончательное признание для всех масс населения. С этой периодикой связывается и мощный рост научного интереса к римскому праву в России.
В конце 19 начале 20 веков опубликовано множество учебников и пособий по римскому праву, многие из них выдержали по несколько изданий в течение небольшого временного промежутка. Во множественных университетах открылись кафедры римского права, где:
- проводились специальные курсы и семинары по римскому частному и публичному праву, по источникам римского права;
- подробным образом изучались оригинальные латинские тексты Законов XII таблиц, Институций Гая, Дигесты и Кодекса Юстиниана.
Труды ученых германского происхождения, а именно «пандектная» правовая школа, оказывали в данный период огромнейшее и по своему существу не проходящее до настоящего момента воздействие на российское гражданское право. Устроенная на применении базисов римского частного права, кодификация гражданского законодательства Германии являлась такого рода «моделью» для проекции российского гражданского уложения, которое так и не было принято в качестве закона до Октябрьской революции 1917 года. Многие решения законодательства, которые были основаны на данных подходах, были позже закреплены в российских гражданских кодексах 1922, 1964, 1994 годов. После свершения революции 1917года Советская власть совместно с буржуазным правом отказалась и от его основания – рецепции права Рима.
В 1922 году при выработке первого за всю историю России Гражданского кодекса Владимир Ленин указывал, что «мы ничего частного не можем признавать, для нас все в сферы хозяйства являются публично-правовым, но не частным», что и уложилось в основание нового законодательства. Этим образом, периодика жизни в России частного права по отношению ко всему гражданскому коллективу, а не отделенных сословий, длился в районе всего пятидесяти лет. В итоге публичная власть в России на практике ни разу не испытала никаких ограниченностей для какого-то вмешательства произвольного характера в дела собственных граждан. Эти традиций, к большому сожалению, сохранили свое действие и в настоящее время.