Личные права в римском частном праве
Римское частное право является совокупностью норм, которые регулируют вопросы семейных имущественных отношений в сфере римского общества.
Частное право подразделялось на комплексы имущественных, (то есть вещных) и личных прав (то есть абсолютных, неотчуждаемых).
Римское частное право своей целью ставило урегулирование:
- имущественных и некоторых неимущественные отношения;
- семейных отношений: порядок заключения брака, положение главы семейства, личные имущественные и неимущественные взаимоотношения в семье;
- отношения по поводу права собственности, права на чужие вещи;
- обязательственные правоотношения;
- права наследования.
В римском обществе понятие частного права не совпадает с понятием гражданского права, потому как не все жители Рима являлись гражданами. Государство по минимуму влезало в частное право. Основное место заняли: условные и обязательные; управомочивающие; разрешающие нормы, то есть диспозитивные нормы.
В Риме имел место быть рабовладельческий строй. Правами обладали только свободные люди. Зарабовладельцами была закреплена неограниченная возможность по эксплуатации рабского населения.
Изначально в Древнем Риме не все свободные индивиды наделялись правами. Субъектами частного римского выступали лишь римские граждане, индивиды, которые не входили в римскую общину, были признаны бесправными. Точность формулировок, ясность устроения, конкретность, жизненность, практичность права, выводы юридического характера соответствовали интересам господствующих классов – это являлось отличительными признаками римского частного права.
Система римского права представляется порядком изложения норм права, их места в законодательных актах и работах римских юристов.
В системе римского права отличают отдельные системы:
- преторское право;
- цивильное право;
- справедливое право;
- право народов;
- естественное право.
Древнее римское право именовалось виритским. Такая правовая система в будущем времени обрела наименование цивильного права, выделила национальность характера права римских граждан, права города-государства.
Право преторское представляется системой права, сложившейся наравне с цивильным правом; его образование связывается с расширением объема земельной собственности, экономической сферы, ростом рабовладения.
Со временем система права народов и цивильного права соединились в единое целое. Это вызвалось интересом господствующего класса к росту торговой сферы.
В эпоху принципата появилось «jusaequum», то есть справедливое право. Юристы заговорили о равноправии всех в правовой сфере и перед законодательством. Считалось, что принцип справедливости и обман с получением из него выгоды не являются совместимыми.
В итоге претор во множественных формулах предписал судье вынесение решения, приняв в особенное внимание соображения доброй совести. Этот принцип проникает во многие положения преторского права и эдикта. Появилась новая теория – требование морали.
Право народов
Право народов «jusgentium» является третьим элементом римского права старого времени.
Оно сложилось из:
- Законов XII таблиц;
- постановлений Народного собрания Рима, Сената;
- респонса римских юристов.
Римское право старого времени именовалось цивильными, подразделялось на публичное и частное.
К публичному праву традиционно относят нормы, рассматривающие римское государство в форме единого целого, а частное право относится к тому, что касается пользы.
Право народов не зависит от римских традиций, оно придерживается тех же правил, которые устанавливаются для людей Высшим разумом. Сравнительно с цивильным правом право народов представляетсянаиболее гибким. Оно складывается из правовых норм, обычаев торговли иных государств античного мира, а такжепозаимствовано у государств, которые находятся в торговых взаимоотношениях с Римом либо попавших под его властность. Право народов римские граждане использовали во взаимных отношениях с соседними и побежденными государствами.
Правом народов решались военные конфликты, международная торговая сфера, рабство и другие положения. Указанное право осуществляло регуляцию взаимных отношения межримскими гражданами и перегринами, а также меж перегринами, находящимися на территории Римского государства.
Находясь в постоянных взаимоотношениях, римское частное право и право народов долгий период дополняли друг друга, хоть право народов получало некоторые преимущества.
Постоянно находясь в развитии, право народов оказывало воздействие на квиритское право, из-за чего последнее началоутрачивать собственные специфические черты.
Сформированное преторами перегринов право народов являлось внутригосударственным правом, а не международным. Оно представлялось наиболее совершенной и развитой частью римского права.
Начиная со времен формирования права народов, были надежным образом защищены отношения в сфере экономики, как только образованные, так и уже достигшие развития. В этой связи цивильное и преторское право сблизились.
Сильнейшее действие право народов оказывало на оборот недвижимого имущества, договорное право.
Римские юристы приводили к праву народов определение рабства и выпуск рабов на волю, потому как эти институты не являлись институтами римского права. Кроме того, к праву народов относимы некоторые гражданские правовые отношения, возникновение отношений по отношению купли-продажи, найма или какого-то обязательства, исключая отношения, которые были введены римским правом.
Все народные массы пользовались и собственным правом, и правом, которое было предусмотрено абсолютно для всего народа. По этому поводу в какой-либо ситуации проявлялись разнообразные противоречивые ситуации между используемым правом. К примеру, письменная форма обязательств использовалась изначально у перегринов, а позже ее заимствовали римские граждане.