Возникновение таможенного права
Анализ вопроса о возникновении и развитии таможенного права является практически невозможным без возвращения к истории образования и становления таможенного дела.
Тимошенко И.В. по отношению к историческому аспекту возникновения таможенного дела приводит интересные факты: "Точнейшее время его образования определить практически невозможно, но доподлинным образом известно, что уже в 3 веке до нашей эры в городе Тарифа (нынешняя Андалузия), в провинции Кадис, в южной части Испании, где в тот временной период господствовал Карфаген, первоначально была составлена таблица, в которую вносили название товара, единицы его измерения, указывался размер сбора (пошлины) за перевоз его через Гибралтарский пролив. Таблица, содержащая перечень товаров, систематизировала порядок и величину пошлин, получилась наименование - тариф (в честь города).
Таможенный тариф явился для государства важнейшим инструментом в пополнении казны. Ставки тарифа каждый год возрастали либо уменьшались при учете экономической конъюнктуры". Кисловский Ю.Г. в этом вопросе подчеркнул, что "… Древнейшие государства, умелым образом применяя тарифную сетку, приспособили ее к собственным потребностям, пополняя казну. Практическим образом около восьмидесяти процентов от поступлений в казну вносились за счет таможенных пошлин".
Важно заметить, что уже в древности множество государств столкнулось с серьезными проблемами в связи с недооценкой объективности таможенного тарифа.
Кисловкий привел в образе одного из таких примеров Карфаген, где Ганнибал, применяя систему таможенного тарифа, не только пополнял казну, а так же вел на данные средства войну с Римом, но и освобождал часть населения от налогов. Но устремление сбора как можно большего объема доходов за счет таможенных пошлин обладало и своей противоположной стороной: оно поспособствовало проявлению альтернативного явления, представленного контрабандой, чем и ослабило государственную экономику. Чем выше становились пошлины, тем выше устремлялись цены на ввозимые товары, а единовременно на рынок попадали товары по более низким ценам путем контрабанды. Государство проигрывало от этого, казна стала недополучать возможных в иных условиях денежных поступлений. Так было не только в Карфагене, но и в Месопотамии, Древней Греции и иных государствах.
Историки, размышляя о причинах падения государств древнего времени полагают, что рост контрабанды по причине повышения таможенных пошлин вел к тому, что на границах Аттики проживали лишь контрабандисты, таможенные стражи и разбойники. В Древнеримском государстве данное положение усугублялось тем, что на сборе официальных пошлин процедура не завершалась. Сборщики пошлин (публиканы) учиняли по отношению к приезжим необычайный произвол, наложив на них дополнительный налог, что вело в итоговом счете к сокращению объема торговли и к отказу ввоза в Рим необходимых товаров.
История российской таможни
История российской таможни также обладает солидным историческим опытом. Один авторов говорит о том, что таможенное дело образовалось в России с конца 10 века, по причине того, что конкретно к данному периоду относят упоминания о торговых пошлинах, которыми облагались в Древнерусском государстве предметы потребления по пути их перемещения от производителя к потребителю. Пиляева В.В. относила образование таможенного дела к 9 веку: во время существования торгового пути "из варяг в греки" русский народ при сбыте собственных товаров в городах, которые расположены по берегам Средиземного моря, уплачивали десятину, то есть торговую пошлину, императору Византии в размере одной десятой части от проданного товара.
К первым правовым актам в сфере таможенного дела относят Договор Руси и Византии в 907 году, который стал результатом похода князя Олега на Царьград в 907 году, в итоге которого князь "на правах сильного" выдвигал требования византийским императорам Александру и Льву о предоставлении русскому народу выгодных условий торговли и пребывания, в их числе и право свободной торговли в Константинополе, не уплачивая за это никаких пошлин. В отмеченном договоре Византия уступила, снимая ограничения на торговлю русским купцам, при этом освобождая от оплаты торговых пошлин, но данный договор в связи с требованием византийцев включил определенные ограничения по отношению к русскому купечеству: обязательная регистрация, ограничение численности купцов, то есть не свыше 50, конкретное место торга в предместье города, вход в город лишь при сопровождении представителя администрации и через конкретные ворота.
Другая группа ученых полагает, что история русской таможни началась от момента издания Ярославом Мудрым свода законов, который именуется Русской Правдой.
Наиболее древней пошлиной признана "мыт" или "мыто", которая упоминается в Русской Правде Ярослава Мудрого. Ее взимали с купцов, которые переезжала товаром по водным и сухопутным сообщениям. Проходил сбор пошлин на заставах "мытниками" либо "мытчиками". Сборщики мыта являлись предшественниками таможенников.
Ученые единодушно признают происхождение термина "таможня" от тюркского "тамга".
В следующие столетия таможенное российское дело постепенным образом развивалось. Ученые подчеркивают, что к середине 16 века аппарат сбора пошлин стал централизованным, а таможенное обложение - регламентированным. Такая регламентация реализовывалась посредством таможенных уставных грамот, которые представляли собой контракт, на основе которого откупщик брал на себя взимание таможенных сборов совместно с обязанностью уплаты казне определенной суммы.
Некоторые вопросы урегулирования таможенного дела включились Соборное Уложение 1649 года, освобождались от уплаты внутренних таможенных платежей:
- дворянское население;
- дети бояр;
- иноземцы и разные служивые люди.
Образование единой структуры государственной таможенной службы относится к 25.11.1653 года, в этом день произошло подписание царем Алексеем Михайловичем первого в российской истории Таможенного устава. В числе важных шагов по развитию таможенной политики и таможенного права отмечен Новоторговый устав 1667 года, который, в сущности, представил собой синтез кодексов:
- таможенного;
- налогового;
- бюджетного.