Понятие философской юриспруденции
Философская юриспруденция наделена давней и богатой историей. Еще в древние и средние века проблематика философско-правой направленности была разработана в образе фрагментарного аспекта наиболее общей темы, а с 18 века - в образе самостоятельной научной дисциплины.
Изначально терминология "философская юриспруденция" проявляется в юридической науке. Известный юрист немецкого происхождения Г. Гуго, основатель исторической школы права, воспользовался данной терминологией для наиболее краткого обозначения «философии позитивного права», которую он был устремлен разработать в форме «философской части учения о праве».
Юриспруденция, как считал Гуго, должна обязательна быть структурирована на три части:
- юридическая догматика;
- философия права или философия позитивного права;
- история права.
Юридическая догматика, занимающаяся позитивным (действующим) правом и представляющая собой «юридическое ремесло», опираясь на мысли Гуго, довольствовалась лишь эмпирическим знанием. А философия права и история права составляли «разумное основание научного познания права» и образовывали «ученую, либеральную юриспруденцию, по-другому еще ее называли -элегантную юриспруденцию» .
Философия позитивного права, как считал Гуго, представлена«частью метафизика голой возможности, то есть цензура и апологетика позитивного права по принципам чистого разума, частью политика целесообразности какого-либо правового положения, то есть оценка технических и прагматических целесообразностей по эмпирическим данным юридической антропологии».
Сам Гуго, конечно и находился под неким воздействием идеологии Канта, но философия позитивного права и историчность права в трактовке, предложенной им, несли антирационалистичный, позитивистский характер и были устремлены против естественно-правовых идеологий разумного права.
Развитие философской юриспруденции
Широчайшее обнародование термина "философской юриспруденции" связывается с «Философией права» Гегеля (1820 год). Философия права, в соответствии с представлениями Гегеля, - это истинное философское знание о естественном праве или же «философском праве». Гегелевское произведение, именуемое «Философией права», стало известно со следующим двойным названием: «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права».
Философская юриспруденция, опираясь на мысли Гегеля, является больше философской дисциплиной, чем юридической. Наука о праве, - говорил он, - представляется частью философии. В связи с этим она должна поднимать из понятия идею, которая представляет разум самого предмета, или же наблюдать свое имманентное развитие этого предмета.
На основании этого предмет философской юриспруденции Гегель сформулировал таким образом: «Философская юриспруденция содержит собственным предметом идею права - понятие права и его реализацию».
Задачей философской юриспруденции по Гегелю является: постижение мыслей, лежащих в основании права. А это представляется возможным только путем правильного размышления, философского познания права. По его же мнению, В правовом поле индивид должен находить собственный разум, должен изучать разумность права, и именно этим занята наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая довольно-таки часто имеет дело лишь с противоречиями.
Представители любого из всяческих разнообразных течений философской мысли от древнего времени и до наших дней имели свою позицию относительно философского правопонимания. К 19-20 векам отмечаются философско-правовые концепции:
- кантианство;
- неокантианство;
- гегельянство;
- младогегельянство;
- неогегельянство;
- разнообразные направленности христианской философской мысли, такие как, неотомизм, неопротестантизм и т.п.;
- феноменологизм;
- философская антропология;
- интуитивизм;
- экзистенциализм и др.
Начиная со второй половины 19 века, и в 20 веке философская юриспруденция преимущественно разрабатывается в образе юридической дисциплины, является обязательным предметом в основном на юридических факультетах, хоть ее развитие всегда имело, имеет тесную взаимосвязь с течением философской мысли.
Вопрос о научном профилировании и принадлежности дисциплинарного характера философия права имеет множество аспектов. Если речь заходит лишь о философской юриспруденции, в общем, то становится, очевидно, что она является междисциплинарной наукой, которая объединяет какие-либо начала, хотя двух дисциплин – философии и юридической науки. Когда появляется вопрос о принадлежности дисциплинарного типа к юриспруденции же или к философии каких-либо определенных вариаций философии права, то речь заходит о различии концепта юридического и философского подходов понимания и трактовки права.
В философской юриспруденции как особенной юридико-философской дисциплине, стоящей наряду с такими особыми дисциплинами в философской сфере, как философия природы, философия религии, философия морали и т.п.исследовательский интерес и внимание сосредотачиваются в основном на философской стороне, на показе возможностей познания и эвристической потенциальной определенности в философской концепции особой сферы права.
Значительное внимание при этом уделяется содержательной конкретизации соответственной концепции по отношению к особенностям данного права (объекта), в его осмыслении, объяснении и освоении в понятийном языке этого концепта, в течении ее методики, гносеологии и аксиологии.
В концепциях же философской юриспруденции, которые были разработаны с позиций юриспруденции, при всех их отличиях, в основном, доминантой являются правовые мотивы, направленности и ориентации исследования. Его профиль философского характера здесь не задается философией, он обусловливается потребностью самой сферы права в философском осмыслении. Здесь и видится преимущественный интерес к такой проблематике, как смысл, место и значение права, правовой мысли в форме философского мировоззрения, в системе философских учений о мире, индивиде, формах и нормах жизни социума, о путях и методиках познания, о системах ценностей и т.п.