Понятие и общая характеристика юрисдикции Турецкой Республики
Одной из основных тенденций развития юридической науки в последние десятилетия, выступает осуществление сравнительно-правовых и сравнительно-политических исследований, направленных на изучение особенностей внутригосударственных правовых и политических систем различных суверенных государств, систематизацию полученной информации, и возможное использование полученных данных для целей совершенствования внутригосударственного устройства или надгосударственного взаимодействия.
При этом в числе вопросов, на которые традиционно обращается внимание в рамках обозначенных исследований, выступает изучение юрисдикции государства. В этой связи, в рамках представленной статьи представляется интересным подробно остановиться на характеристике Турецкой Республике.
Основное начало формирования государственного механизма Турции заложено уже в само ее официальное название – республиканская форма правления (смешанный тип), предполагающая сочетание элементов парламентаризма и сильной президентской власти.
Причем следует отметить, что в общей теории права характеристика юрисдикции предполагает не только проведение анализа правоприменительных органов и органов судебной власти, призванных рассматривать и разрешать разного рода юридические конфликты, но и изучение системы органов, уполномоченных на принятие и утверждение общеобязательных правил поведения и нормативных актов, в которых соответствующие правила (нормы) сосредотачиваются и закрепляются в форме, доступной для всеобщего ознакомления.
Иными словами, важнейшим направлением внутригосударственной юрисдикционной деятельности является деятельность органов законодательной власти. В Турции соответствующие полномочия осуществляются парламентом, получившим название Великое национальное собрание, в состав которого входят 550 депутатов, избираемых в результате прямых, всеобщих, равных выборов сроком на четыре года (после внесения изменения в содержание Конституции Турецкой Республики в 2007 году).
Однако на конституционном уровне предусматривается и возможность досрочного проведения выборов в Великое национальное собрание.
Так, например, положениями Конституции Турецкой Республики установлено, что Великое национальное собрание, как высший орган законодательной власти в стране, может быть распущено ранее четырехлетнего срока с момента формирования в случае четырехкратного неудачного голосования по кандидатуре Президента, либо в случае собственного волеизъявления членов Собрания. Кроем того, промежуточные выборы в отношении отдельных мандатов депутатов Национального собрания, могут быть проведены в случае высвобождения свободных мест по различным причинам.
В свою очередь, в числе непосредственных правотворческих полномочий Великого национального собрания Турецкой Республики следует назвать: Принятие, изменение или отмена законодательных актов, обсуждение и принятие проекта государственного бюджета, ратификация международно-правовых соглашений, и т.д.
Юрисдикционные органы Турецкой Республики
Переходя к характеристике второй составляющей юрисдикции Турецкой Республики – то есть анализу деятельность специальных органов государственной власти, уполномоченных на рассмотрение и разрешение юридических споров, следует отметить, что судебная система Турции состоит из уголовно-гражданских судов правосудия, административных судов, и специальных судов, подразделяющихся по организационно-структурным признакам на следующие звенья и категории:
- К числу юрисдикционных органов Высшей инстанции Конституция Турции относит: Конституционный суд, Высший кассационный суд, Государственный совет, Суд по юрисдикционным конфликтам, а также Высшие органы военной юрисдикции – Высший военный кассационный суд и Высший военный административный суд;
- Низшим звеном турецкой судебной системы выступают мировые суды, как правило, состоящие из одного судьи, и подразделяющиеся на уголовные и гражданско-правовые юрисдикционные органы, в зависимости от специфики и содержания рассматриваемых споров.
При этом останавливаясь подробнее на характеристике юрисдикции мировых судов, как наиболее распространенных юрисдикционных органов Турецкой Республики, отметим, что к их компетенции относится рассмотрение незначительных правонарушений (в качестве меры ответственности за совершение которых может быть назначено тюремное заключение на срок от одного дня до одного года), а также гражданских исков при цене до двух тысяч лир.
Специализированные юрисдикционные органы Турецкой Республики
Как было отмечено выше, в числе юрисдикционных органов Турецкой Республики, наряду с традиционными судами по рассмотрению гражданских и уголовных дел, формируются также специальные органы. Одним из таких специальных юрисдикционных органов являются Суды государственной безопасности, ставшие на протяжении последних десятилетий (с 1980-х гг.), постоянно действующими органами политической юстиции.
К сфере компетенции Судов государственной безопасности положениями действующей Конституции Турецкой Республики отнесено рассмотрение дел о преступлениях, посягающих на государственную целостность, его территорию, нации, а также свободный демократический строй, внутреннюю или внешнюю безопасность страны, и т. д.
Кроме того, в Турции на протяжении многих десятилетий функционирует специально созданная система органов административной юстиции – административные Советы провинций и округов, а также налогово-претензионные комиссии, деятельность которых направлено на рассмотрение и разрешение жалоб граждан на действия органов административного управления и их должностных лиц. Высшим органом обозначенной системы органов административной юстиции выступает Государственный Совет.