Характеристика и особенности юрисдикции третейского суда
Защита прав и законных интересов выступает ключевой задачей любого государства, от качества и эффективности решения которой напрямую зависит степень легитимности и одобрения проводимой государственной политики, со стороны широких слоев населения.
При этом соответствующая защита прав и законных интересов физических и юридических лиц может производится в различных формах: традиционных – в рамках гражданского, арбитражного, уголовного процесса, а также в форме активно развивающегося в последние десятилетия третейского судопроизводства.
Однако, о необходимости создания механизмов, которые выступив альтернативной формой рассмотрения и разрешения споров, позволили бы ускорить, а возможно – и упростить их разрешение, разгрузив, тем самым, государственные юрисдикционные органы, отечественные правоведы писали еще в начале XIX века.
Тем не менее, значительный подъем третейской практики наблюдается только с 90-х гг. прошлого века, что обуславливается переходом к рыночному типу хозяйствования, и сопутствующими ему закрытым производством, необходимостью сохранения коммерческой тайны, потребностью в оперативном рассмотрении споров и сокращении расходов на ведение дел, и т.д.
Возможность обращения сторон гражданского спора за разрешением сложившейся ситуации в третейский суд предусматривается действующим процессуальным законодательством. Так, в соответствии с нормой ст. 3 ГПК РФ, по соглашению сторон, подведомственный суду гражданский спор в любой момент до принятия судом первой инстанции судебного акта, может быть передан на рассмотрение третейского суда, если иное не установленном законом.
В содержании приведенного нормативного положения содержится важный признак юрисдикции третейского суда – соответствующими органами не могут рассматриваться споры, возникающие из административных и иных публичных отношений, дела особого производства и т. д.
Классификация третейских органов
Продолжая характеристику юрисдикции третейских судов, представляется целесообразным отметить то, что ее непосредственная реализация осуществляется в деятельности различных органов третейского судопроизводства.
Так, в настоящее время, в Российской Федерации предусматривается возможность образования постоянно действующих третейских судов и третейских судов для разрешения конкретного спора:
- Постоянно действующие третейские суды отличаются тем, что они вправе самостоятельно определять порядок их организации, а также правила рассмотрения и разрешения передаваемых на рассмотрение споров, в рамках требований, предусматриваемых действующим законодательством в соответствующей сфере;
- Третейские суды для рассмотрения конкретных споров, состав которых определяется исходя из пожелания сторон спорного правоотношения и различных мотивов (экономии расходов, и т.д.).
Содержание деятельности третейских судов
В наибольшей степени компетенция третейского суда раскрывается в содержании деятельности по рассмотрению передаваемых споров. В этой связи, представляется целесообразным подробнее остановиться на анализе содержания деятельности соответствующих органов.
Так, как было отмечено выше, по общему правилу в третейский суд по соглашению сторон может быть передан любой спор, вытекающих из гражданских правоотношений. При этом для инициирования третейского разбирательства необходимо соблюдение ряда требований (критериев):
- Наличие третейского соглашения, заключенного между сторонами спорного правоотношения;
- Отсутствие по соответствующему спору принятого судом первой инстанции решения;
- Отсутствие законодательного указания об исключительной компетенции судебного органа (суда общей юрисдикции или арбитражного суда) на рассмотрение соответствующей категории гражданско-правовых споров.
Так, например, в числе категорий дел, по которым не допускается передача спора на рассмотрение третейского суда, действующим законодательством называются: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, трудовые споры, дела о несостоятельности (банкротстве), споры, вытекающие из публичных отношений, а также иные категории дел, отнесенных к исключительной подведомственности судов.
Ключевое значение в сфере юрисдикции третейских судов принадлежит третейскому соглашению, как условию передачи спора на рассмотрение в соответствующий орган. При этом обозначенное соглашение заключается в письменной форме (по общему правилу), и считается заключенным, если его текст содержится в документ, подписанном сторонами.
Действующее законодательство устанавливает возможность заключения третейского соглашения в двух формах:
- Третейский договор – отдельное соглашение между сторонами правоотношения, в рамках которого устанавливается договоренность о третейском разбирательстве споров, которые могут возникнуть в связи с исполнением (истолкованием) какого-либо договора, заключенного между соответствующими субъектами. Существенным условием третейского договора является его предмет, включающий в себя наименование и адрес третейского суда, а также указание на спор (споры), которые могут быть переданы на рассмотрение. Отсутствие обозначенного предмета в содержании третейского договора влечет его незаключенность;
- Третейская оговорка – элемент содержания основного договора, указывающий на третейское разбирательство споров, которые могут возникнуть между сторонами договора в будущем. Важным признаком третейской оговорки является то, что она сохраняет свое силу, как основание для обращения спорящих субъектов в третейский суд, и после окончания действия основного договора. При этом включение третейской оговорки в содержание договора может иметь место как до, так и после заключения основного договора.