Понятие и общая характеристика юрисдикции прибрежного государства
Территориально-географическое устройство государства накладывает значительный отпечаток на характеристику его юрисдикции. В частности, одним из факторов, способных оказывать соответствующее воздействие на объем и специфику соответствующей юрисдикции, выступает прибрежное расположение страны. Регулированию и изучению особенностей юрисдикции прибрежного государства в настоящее время уделяется большое внимание на уровне международно-правового регулирования и юридической доктрины, а определение рассматриваемой категории может быть сформулировано следующим образом:
Юрисдикция прибрежного государства – это сфера компетенции и полномочий государственных органов, по упорядочению отношений, стороной которых выступают иностранные суда в связи с их проходом по соответствующей территории, совокупность правомочий по разрешению правовых споров и судебной оценке действий субъектов обозначенных правоотношений, а также возможность в необходимых случаях применять санкции к правонарушителям установленных требований.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы юрисдикции прибрежных государств, является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Ее положениями, помимо прочего, детализируется перечень субъектов, в отношении которых может быть распространена юрисдикция прибрежного государства: военные корабли, государственные суда, эксплуатируемые в коммерческих или некоммерческих целях, торговые суда, и т.д., для каждого из которых устанавливается свой объем соответствующей национальной юрисдикции.
Продолжая характеристику правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере, отметим, что вышеназванная Конвенция предоставляет прибрежным государствам принимать на уровне национального законодательства иные законы и правила, направленные на конкретизацию следующих вопросов:
- Безопасность судоходства и регулирования движения судов, в том числе в части защиты навигационного оборудования, кабелей и трубопроводов, иных сооружений, а также сохранения живых ресурсов моря;
- Деятельность по предотвращению нарушения законов о рыболовстве, а также иных правил прибрежного государства, включая таможенные, налоговые, иммиграционные, санитарные, и иные законы и правила;
- Сохранение окружающей природной среды прибрежного государства, а также предотвращение ее текущего загрязнения;
Юрисдикционные полномочия прибрежных государств
Анализ положений упомянутой выше Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, помимо прочего, позволяет выделить совокупность конкретных юрисдикционных полномочий, которые могут быть реализованы прибрежным государством в случае необходимости, и с учетом требований, предъявляемых к безопасности судоходства:
- Установление предписаний для иностранных судов, осуществляющих проход через территориальное море, следовать по утвержденным морским коридорам либо схемам разделения движения;
- Принимать в пределах территориального море все необходимые меры для предотвращения прохода судов, не являющегося мирным;
- Осуществлять предупредительные меры, направленные на недопущение нарушений условий, на которых суда допускаются на территорию соответствующих вод и используют портовые сооружения;
- Приостанавливать на время (без какой-либо дискриминации) иностранные суда в определенных районах территориального моря, в тех случаях, когда соответствующее приостановление представляет существенное значение для охраны безопасности судна, включая периоды проведения учений с использованием оружия;
- Принимать обязательные для субъектов юрисдикции прибрежного государства законы и правила, регулятивное воздействие которых направлено на предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения моря с иностранных удов, установление системы путей судоходства, минимизирующей угрозы морских аварий, способных привести к загрязнению морской среды и побережья соответствующего государства.
Ограничения, устанавливаемые в отношении юрисдикции прибрежных государств
Наряду с установлением перечисленных выше, и некоторых иных юрисдикционных полномочий прибрежных государств, положениями международного права утверждаются также обязанности таких государств, в основу которых помещено положение о том, что соответствующие прибрежные государства не должны препятствовать мирному проходу иностранных судов через пространство территориального моря.
При этом обозначенная обязанность детализируются в следующих положениях:
- Прибрежное государство обязано воздержаться от предъявления к иностранным судам таких требований, которые на практике означали бы лишение их права мирного прохода, либо нарушение соответствующего права;
- Запрещается проявление дискриминации, как по форме, так и по существу, в отношении судов любого государства, а равно в отношении судов, перевозящих грузы в какое-либо государство, из него или от его имени;
- Прибрежные государства не вправе облагать иностранные государства какими-либо дополнительными сборами, за исключением тех из них, которые взимаются за конкретно оказанные услуги в связи с проходом через территориальное море конкретной страны;
- Все законы и правила, имеющие отношение к упорядочению правил осуществления прохода судов вдоль прибрежного государства должны быть надлежащим образом опубликованы. Кроме того, должно иметь место надлежащее объявление о любой ставшей известной прибрежному государству опасности для судоходства.
Кроме того, как было отмечено выше, прибрежное государство вправе, а в отдельных случаях – обязано устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения. При этом оно обязано ясно указать соответствующие схемы на морских картах и опубликовать их в официальных изданиях, доведя, тем самым, до всеобщего сведения.