Общая характеристика юрисдикции Президента
В условиях республиканской формы правления, воспринятой большинством современных демократических государств, ключевое значение в упорядочении вопросов внутренней и внешней политики, в том числе в юрисдикционной сфере по разработке и принятию общеобязательных правил поведения, а также обеспечению их реализации, принадлежит Президенту.
Приведенный тезис, в том числе, справедлив и для Российской Федерации, президент которой наделен значительным объемом полномочия по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, преимущественно закрепленных положениями действующей Конституции РФ. Кроме того, несмотря на отсутствие в тексте Конституции положения, непосредственно предусматривающего возможность установления прав и обязанностей Президента в иных, отличных от Конституции нормативных актах, анализ элементов современной правовой системы РФ позволяет сделать вывод о наличии подобной практики.
Достаточно обширный круг полномочий, в том числе связанных с установлением начал юрисдикционной деятельности и формированием соответствующих органов, обнаруживается при анализе взаимодействия Президента РФ и исполнительной ветви власти. В первую очередь, обозначенное взаимодействие проявляется в конституционном полномочии Президента назначать и освобождать от должности федеральных министров, в свою очередь, возглавляющих самые разнообразные органы исполнительной власти, а также (по представлению Премьер-министра) назначать заместителей председателей Правительства.
Кроме того, Президент наделен правом:
- председательствовать на заседаниях Правительства, принимая на себя в отдельных случаях руководство им,
- формулировать конкретные поручения и указания всем членам Правительства, в том числе по вопросам, связанным с отправляемой органами исполнительной власти юрисдикционными действиями.
Наряду с юрисдикционными полномочиями Президента в сфере взаимодействия с Правительством РФ, соответствующие начала проявляются также в процедуре назначения и освобождения им своих полномочных представителей.
При этом в настоящее время, говоря о назначении и освобождении Президентом РФ полномочных представителей, следует понимать, что речь идет не только о полномочных представителях в Федеральных округах, но и о представителях в палатах Федерального собрания (Государственной Думе и Совете Федерации), Конституционном суде, и т.д. – то есть во многих ключевых государственных органах, имеющих непосредственное отношение к юрисдикционной деятельности в Российской Федерации.
Полномочия Президента в сфере взаимодействия с законодательными и судебными органами
Как было отмечено выше, неотъемлемая часть полномочий Президента РФ связана с его взаимодействием с федеральными органами законодательной и судебной власти, принимающими, в свою очередь, непосредственное участие в формировании основ и отправлении юрисдикционной деятельности в Российской Федерации.
Так, применительно к законодательной составляющей юрисдикции Президента следует отметить, что он в соответствии с нормами действующей Конституции РФ наделен правом законодательной инициативы – то есть возможностью ставить вопрос о принятии новых нормативно-правовых актов, в отношении регулирования вопросов, не упорядоченных ранее на законодательном уровне, правом вносить изменения в уже принятые законодательные акты, и т.д.
Кроме того, полномочия Президента в части воздействия на содержание законопроектов могут осуществляться посредством использования права вето, то есть отклонения закона, утвержденного Государственной думой и Советом Федерации, посредством отказа от его подписания.
В свою очередь, применительно к характеристике юрисдикционных полномочий в сфере судебной деятельности, в отличии от взаимодействия с органами законодательной власти, Президент не наделен право на вмешательство в непосредственную деятельность судебных органов. Его полномочия ограничиваются исключительно возможностью участия в формировании органов судебной власти совместно с Советом Федерации. В частности, Президент участвует в назначении судей Конституционного и Верховного суда, а также судей иных федеральных судов, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
Юрисдикция Президента в области обороны и безопасности
Перед Президентом страны, как гарантом Конституции и реализации прав и законных интересов граждан, во все времена стояла ключевая задача по обеспечению безопасности страны, то есть защищенности самого государства и жизненно важных интересов его граждан от разного рода внутренних и внешних угроз.
Непосредственно роль Президента в обеспечении обозначенной безопасности проявляется, например, в праве формирования и руководства деятельностью Совета безопасности – органа, рассматривающего вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации, в части государственной, оборонной, экономической и иной безопасности, а также призванного вырабатывать единую концепцию национальной безопасности страны и координировать деятельность всех иных государственных структур, сосредоточенных на обеспечении безопасности.
Также Президент Российской Федерации утверждает военную доктрину нашей страны, выступающую частью общей концепции безопасности. Основной идеей названного акта, выступает тезис о том, что целей обеспечения безопасности и обороноспособности России необходимость создавать относительно небольшие, но достаточно мощные для отражения потенциальной угрозы вооруженные силы, готовые к оперативному использованию в случае необходимости. При этом Президент наделяется юрисдикционными полномочиями по назначению на должность и освобождению от должности высшего военного командования, а также по присвоению высших воинских званий в РФ.