Понятие и общая характеристика субъектов юрисдикции
Юрисдикционная деятельность во всех случаях связана с формированием и реализацией государственно-властного воздействия, нередко выражаемого в применении разного рода санкций и легального насилия. В этой связи, субъектами юрисдикции во всех случаях выступают специальные субъекты, а не рядовые граждане, поскольку государство прямо не уполномочило последних на подобного рода деятельность.
Тем не менее, проводя характеристику рассматриваемой категории субъектов, необходимо понимать, что несмотря на обозначенное «не включение» граждан в число субъектов государственной юрисдикции, это не умаляет их роли в соответствующих процессах, поскольку зачастую применение права, привлечение к ответственности, и иная юрисдикционная деятельность осуществляются именно по инициативе граждан и их объединений.
Исходя из обозначенного критерия, субъект юрисдикции может быть определен следующим образом:
Субъект юрисдикции – это наделенный государством требуемой компетенцией активный участник правотворческой или правоприменительной деятельности в рамках соответствующих правоотношений, которому принадлежит ведущая роль в их развитии и движении для достижения поставленных юрисдикционных задач.
При этом следует обратить внимание на то, что упомянутыми задачами субъектов юрисдикционной деятельности выступает упорядочение общественных отношений, оказание содействия в реализации юридических норм, принуждение к правомерному поведению, привлечение к юридической ответственности в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством, и т.д.
Проводя классификацию видов субъектов юрисдикции, следует обратить внимание на то, что к таковым, в наиболее общем виде, следует относить:
- Органы государственной власти, включая юрисдикционные органы, составляющие судебную систему РФ, прокуратуру, правоохранительные органы, включая органы предварительного расследования, правотворческие органы, и т.д.;
- Назначаемые и выборные должностные лица (в том числе находящиеся на службе в вышеуказанных органах) – следователи, прокуроры, мировые судьи, и т.д.;
- Отдельные общественные и некоммерческие организации, например, профессиональные союзы, ассоциации, и т.д., которым для целей популяризации и активизации участия граждан в управлении делами общества предоставляются отдельные государственно-властные полномочия по применению правовых норм.
Субъекты правотворчества как участники юрисдикционной деятельности
Продолжая характеристику субъектов юрисдикции, следует обратить внимание на то, что юрисдикционная деятельность, как правило, ассоциируется именно с правоприменением и разрешением конкретных правовых споров, в том числе, вытекающих из факта нарушения общеобязательных правовых требований и привлечения к установленному виду юридической ответственности.
Однако следует обратить внимание на то, что в соответствии с одной из точек зрения, получивших широкое распространение в отечественной правовой доктрине, под юрисдикцией может пониматься и упорядочение общественных отношений, посредством принятия общеобязательных правовых норм. В этой связи, круг субъектов юрисдикции расширяется посредством включения в него наряду с субъектами правоприменения субъектов правотворческой (в том числе законотворческой) деятельности.
В общем виде, определение рассматриваемой категории субъектов формулируется в специальной литературе следующим образом:
Субъекты правотворчества – совокупность органов государственной власти и отдельных должностных лиц, уполномоченные действующим законодательством на создание, отмену, приостановление и наделение правовых норм юридической силой.
Как правило, полномочия рассматриваемых субъектов сводятся к разработке проекта будущего нормативного акта, его внесению на рассмотрение в компетентный правотворческий орган, собственно рассмотрению проекта акта соответствующим субъектом, оканчивающемуся его отклонением или принятием, и, наконец, наделению правового акта юридической силой посредством его введения в действие.
Объекты юрисдикции
Проводя характеристику юрисдикции и юрисдикционной деятельности, наряду с рассмотрением содержания и признаков субъектов соответствующей деятельности, исключительно важное значение принадлежит анализу объектов юрисдикции – то есть того, на упорядочение, изменение и проведение чего, направлена профессиональная деятельность субъектов юрисдикции.
Анализ современных исследований и специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что вопрос об объекте юрисдикции выступает одним из наиболее неразработанных и дискуссионных в современной литературе, что предопределяет неоднозначность его трактовок. При этом представляется, что под объектом юрисдикции, в наиболее общем виде следует понимать:
Объекты юрисдикции – определенные группы или отдельные виды общественных отношений, содержание которых позволяет и обуславливает необходимость применения к ним абстрактной или индивидуально-конкретной регламентации государственно-властного характера.
При этом следует отметить, что содержание обозначенной деятельности состоит в четком, направленном воздействии на объект юрисдикции – поведение сторон, посредством установления определенных управомочивающе-обязывающих границ.
Обозначенная сложность определения объекта юрисдикции во многом состоит в том, что юрисдикционная деятельность во всем многообразии ее проявлений выступает крайне сложным и весьма специфичным видов юридической деятельности государственных органов и должностных лиц, содержание которой, в том числе, связано с созданием юридических фактов, общественных отношений (а равно их изменением и прекращением).