Органы административной юрисдикции
Кодекс об административных правонарушениях отделил три базисных типа органов (или же должностных лиц), уполномоченных для рассмотрения дел подобной категории:
- мировые судьи, судьи;
- коллегиальные органы юрисдикции при городских, районных, районных в городах исполнительных органах, к которым отнесены комиссии по делам несовершеннолетних, а также защите их прав;
- федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, учреждения и территориальные органы, а также другие органы государства в соответствии с их задачами, полномочиями, функциями, которые возложены на них федеральными законами или нормативно-правовыми актами Правительства или Президента РФ.
Дела, связанные с административными правонарушениями, предусматриваемыми законами на уровне субъектов РФ, подлежат рассмотрению в границах полномочий, которые учреждены данными законами:
- комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- мировыми судьями;
- административными комиссиями, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
- другими коллегиальными органами, которые создаются согласно законам субъектов РФ.
Необходимо обратить внимание на правовое положение главных из названных органов юрисдикции. Согласно 23.1 статье КоАП РФ, представителями судебной власти, уполномоченными для рассмотрения дел, касающихся административных правонарушений в пределах учрежденной компетенции, являются мировые судьи, судьи гарнизонных военных судов, судьи районных судов, судьи арбитражных судов.
Городские (районные) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела, затрагивающие административные правонарушения, совершенные лицами в возрастном диапазоне 16 - 18 лет. Помимо этого, комиссии рассматривают дела, вытекающие из правонарушений подростков, отнесенные к компетенции иных органов юрисдикции (должностных лиц) в случае передачи на рассмотрение таких дел соответствующих комиссий.
Административные комиссии - единственные органы юрисдикции, специально созданные с целью рассмотрения всей совокупности дел по административным правонарушениям, за исключением отнесенных законом к компетенции иных органов (должностных лиц).
В состав комиссий входит председатель, его заместители, ответственный секретарь, а также другие члены комиссии. Самую многочисленную группировку органов отраслевой административной юрисдикции составили предусмотренные 23 главой КоАП РФ органы государственных инспекций, органы внутренних дел и иные органы исполнительной власти (должностные лица), которые уполномочены заниматься рассмотрением дел об административных правовых нарушениях.
Дела, затрагивающие административные правонарушения, от имени соответственных органов уполномочены рассматривать:
- заместители руководителя и руководители соответственных федеральных органов исполнительной власти, их учреждений;
- руководители территориальных органов и структурных подразделений соответственных федеральных органов исполнительной власти, также их заместители;
- другие должностные лица, которые осуществляют в соответствии с федеральными законами или нормативно-правовыми актами Правительства РФ или Президента РФ контрольные или надзорные функции.
Дела по административным правонарушениям, предусмотренные законами субъектов РФ, от имени органов, которые включены в 22.1 статью КоАП РФ, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти на уровне субъектов РФ. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела по административным правонарушениям, обладают этими полномочия в абсолютном объеме, если Кодексом или законодательством субъекта РФ не устанавливается иное.
Органы гражданской юрисдикции
ФЗ «О рынке ценных бумаг», Гражданский кодекс РФ и ФЗ «Об акционерных обществах» учредили изменения в содержании и системе частного права, как и в саму идеологию урегулирования в сфере гражданского оборота. Все это образовало потребности в развитии не только процессуального гражданского права, но и целиком системы юрисдикции гражданского характера. Под юрисдикцией понимается деятельность властного решения компетентными органами разнообразных проблем, возникающих в сфере права.
Понятие гражданской юрисдикции обрело известность в юридической науке еще давно. Так, ученый Е. В. Васьковский подразумевал под ней права судебных органов на регулирование споров меж гражданами по поводу их взаимных правовых отношений, либо власть гражданского суда.
В настоящее время понятием гражданской юрисдикции правильно будет обобщить деятельность всех органов, включая органы власти суда, по решению гражданских дел в широком понимании. В систему органов юрисдикции гражданского типа необходимо включать все органы, наделенные полномочиями по решению дел (бесспорного или спорного характера) в сфере гражданского оборота. Их деятельность производится в рамках процессуально-процедурных форм разного уровня сложности: третейских судов, органов судебной власти, нотариата, органов МСУ, органов исполнительной государственной власти и др. Притом деятельность юрисдикции содержит в себе: правоустанавливающую, оперативно-исполнительскую деятельность, а также деятельность по решению конфликтов и принудительной реализации судебных и других актов.
Огромную теоретическую и прикладную значимость представляет собой вопрос классификации органов юрисдикции гражданского типа. Значимость любой классификации проявлено в том, что она позволяет наиболее глубоко изучить объекты исследования, найти характерные особенности, взаимные связи отдельного и общего.
Прежде всего, система гражданской юрисдикции разделена на бесспорную и спорную юрисдикцию. Спорная юрисдикция заключена в разрешении конфликтов правового характера, и реализуется органами, которые уполномочены на это законодательством. Спорная юрисдикция может реализовываться судами (абсолютно любого уровня, к примеру, федерального или на уровне субъектов РФ) и заключена в урегулировании конфликтов правового характера.
Органы международной уголовной юрисдикции
Одним из главных органов международной уголовной юрисдикции является Международный уголовный суд (сокращ. МУС). Это постоянно действующий юридический институт, в компетенцию которого включено преследование лиц, которые ответственны за преступления против человечности, геноцид и военные преступления. Учреждается на основании Римского статута, который был принят в 1998 году. Началась его деятельность с июля 2002 года.
Отличаясь от иных смешанных и международных уголовных судов, МУС - постоянное учреждение. В его компетенцию вошли преступления, которые были совершены после того, как вступил в силу Римский статут.
Органы конституционной юрисдикции
Главный орган конституционной юрисдикции России представляет собой Конституционный суд РФ. Порядок образования и деятельности, полномочия Конституционного суда РФ определены Конституцией РФ и ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный суд РФ включает 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
К основным полномочиям КС РФ относятся разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и других нормативных актов на уровне субъектов РФ, которые изданы по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров меж органами власти государства, не вступивших в силу международных договоров РФ. Регулирует споры, затрагивающие компетенцию органов власти государства РФ и субъектов РФ.
По жалобам на нарушение конституционных свобод и прав граждан и по запросам судов занимается проверкой конституционности закона, который был применён или подлежит применению в определенном деле.
Органы трудовой юрисдикции
Органами трудовой юрисдикции признаны органы суда и трудовые комиссии, которые занимаются разрешением споров трудового характера.