Коллизия юрисдикции внутригосударственных органов
Динамизм общественных отношений неизбежно приводит к тому, что в некоторых случаях наблюдается ситуация конфликтов юрисдикции различных внутригосударственных органов, в результате которой, одновременно несколько субъектов приобретают законное право рассматривать и разрешать соответствующее юридическое противоречие.
В этой связи, большое внимание ученых правоведов с одной стороны, и законодательных – с другой, обращено на разработку и внедрение правового механизма устранения коллизий подведомственности между различными юрисдикционными органами, и предотвращение случаев пересечения компетенции различных органов. Кроме того, коллизией юрисдикции признается и обратная ситуация, в результате возникновения которой конкретное юридическое дело оказывается неподведомственным ни одному из функционирующих органов государственной власти.
При этом, проводя характеристику способов разрешения спорных ситуаций в рассматриваемой сфере, отметим, что наиболее оптимальным из них в юридической литературе признается внесение изменений в федеральное процессуальное законодательство, устанавливающее основы и непосредственно детализирующее юрисдикционную деятельность уполномоченных органов. Обозначенный аргумент выступал одним из поводов осуществленной в Российской Федерации кодификации процессуального законодательства, окончившейся принятием Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Уголовного процессуального кодекса РФ, а равно ряда иных источников правового регулирования общественных отношений в соответствующей сфере.
Кроме того, разрешение коллизий юрисдикции внутригосударственных органов может производиться посредством установления и последующего применения специальных коллизионных норм, предусматривающих алгоритм действий сторон спорного правоотношения при возникновении соответствующего противоречий компетенций.
Говоря о примерах вышеназванных коллизионных норм, в частности, можно назвать положение, установленное в норме ч.4 ст. 22 ГПК РФ, в соответствии с которой, при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, часть из которых отнесена к юрисдикции судов общей юрисдикции, а другая – к юрисдикции арбитражных судов, и при невозможности разделения соответствующего требования на два самостоятельных производства, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
Наряду с обозначенными выше способами коллизии юрисдикции внутригосударственных органов могут быть разрешены посредством исключения отдельных категорий дел из сферы подведомственности тех или иных юрисдикционных органов, путем установления правовых последствий неподведомственности делам судам.
Причины коллизий юрисдикции
Ввиду известной негативности ситуации возникновения коллизий юрисдикции, в специальной литературе уделяется большое внимание поиску путей предотвращения и преодоления соответствующих компетенционных конфликтов. При этом необходимо отметить, что для формулирования соответствующих предложений, необходимой предпосылкой выступает максимально полное изучение и глубокий анализ причин, способствующих возникновению рассматриваемых ситуаций.
Так, следует обратить внимание, что в специальной литературе выделяется две обширные категории причин возникновения конфликтов юрисдикции:
- Объективные причины, в числе которых, как было отмечено выше, выступают многообразие и постоянная динамика развития общественных отношений, объективная невозможность предусмотреть все потенциальные ситуации, которые могут возникнуть в правоприменительной практике (независимо от качества и актуальности законодательства, хотя обозначенные факторы, безусловно, играют важную роль в обеспечении стабильности юрисдикицонного процесса), невозможность предугадать направления развития регулируемых в настоящий момент общественных отношений в будущем, и т.д. Кроме того, определенное воздействие на возникновение ситуаций противоречия юрисдикции и подведомственности конкретных категорий споров тем или иным правоприменительным органам, оказывает подвижность границ частного и публичного права, а также сфер юридического и общественного регулирования, изменение пределов распространение которых не всегда может быть оперативно и адекватно оценено законодателем. Более того, сама сложность национальной юрисдикционной системы тоже может выступать в качестве фактора, влияющего на коллизионность правоприменения.
- Субъективные факторы, в числе которых, например, могут быть названы: низкое качество современных источников правового регулирования и системы законодательства вообще, наличие противоречий между содержанием различных актов, недостаточность их теоретической проработки, нестабильность законодательства и обусловленная ею нестабильность правоприменительной деятельности, и т.д.
Преодоление коллизий юрисдикций в международном праве
В отличие от внутригосударственного уровня правового регулирования, в пределах которого ситуации коллизии юрисдикции носят относительно редкий характер, в сфере надгосударственного взаимодействия рассматриваемые коллизии, напротив, практически неизбежны, поскольку субъектами правоотношений в обозначенной сфере во всех случаях выступают иностранные граждане или юридические лица, а в отдельных случаях – сами суверенные государства.
В этой связи, в сфере международного права (особенно – международного частного права), прямо разрабатываются и утверждаются особые коллизионные нормы, понятие которых следует формулировать следующим образом:
Коллизионные нормы в МЧП – это особого рода юридические предписания, нормы отсылочного характера, особенностями которых, с одной стороны, выступает отсутствие непосредственного регулирования прав и обязанностей субъектов правовых отношений и необходимость их дополнения нормой материального права для целей достижения должного регулятивного эффекта, а с другой – именно в них непосредственно устанавливаются правила о том, право какого государства должно быть применено к конкретному правовому отношению, осложненному иностранным элементом.