Понятие юридического клинического образования
Юридическое клиническое образование — это особый метод обучения студентов юридических вузов практическим навыкам, основанный на их личной вовлеченности в учебный процесс и применяемый для того, чтобы выпустить из учебного заведения компетентных и соблюдающих этические нормы юристов.
Основные цели юридического клинического образования:
- обучение студентов нормам профессиональной этики и практическим навыкам посредством представления этими студентами интересов реальных клиентов под контролем преподавателей-руководителей;
- оказание правовой помощи социально уязвимым слоям населения.
При оказании юридической помощи малоимущим лицам и иным уязвимым слоям населения студенты сталкиваются с разными практическими, социальными, моральными и этическими вопросами в сфере юридических процедур и права.
Юридическое клиническое образование основано на работе студентов в юридических клиниках под руководством преподавателей по делам реальных клиентов. Как правило, преподаватели этой дисциплины — практикующие юристы, они обучают практическим навыкам: консультированию и интервьюированию клиентов, проведению переговоров, соблюдению этических норм и правил при предоставлении интересов клиентов.
Работа в юридической клинике помогает студентам узнать новое о праве путем анализа и практического применения правовых знаний, умений и навыков.
В юридических клиниках студенты обучаются:
- навыкам получения данных и информации, эффективного обмена этой информацией с клиентами, экспертами, свидетелями, прокурорами, судьями и иными участниками правоприменительного процесса;
- проведению переговоров;
- составлению документов («юридическая техника», «юридическое письмо»);
- анализу законодательства;
- профессиональной этике и ораторскому искусству.
Студенты приобретают основные навыки правового мышления, контекстуального понимания юридических явлений и процессов.
Формы и модели юридического клинического образования
Юридическое клиническое образование принимает различные формы. Выбор программы обучения зависит от государственной политики в сфере юридического образования, от того, насколько руководство вуза оказывает поддержку клинического образования, от норм, регулирующих потребности граждан и юридическое представительство.
За все время существования юридических клиник сложилось несколько моделей юридического клинического образования, которые отражают разные приоритеты и категории:
- университетские клиники (in-house clinics);
- общественные клиники;
- клиники «с реальными клиентами»;
- имитационные клиники (simulation clinics);
- программы стажировок.
Юридические клиники могут располагаться как на территории вузов — на юридических факультетах находятся университетские клиники, так и вне стен университета («общественные» клиники). Работа в общественной юридической клинике засчитывается студентам так же, как и работа в университетской. Вузы могут направлять в юридические клиники студентов на «стажировку», для контроля за деятельностью студентов они назначают своих преподавателей.
Юридические клиники, в которых студенты работают с реальными клиентами, называются live-client clinics (клиники «с реальными клиентами»). В имитационных клиниках (simulation clinics) студенты работают по «казусам», основанным на реальных делах, но при этом не представляют интересов клиентов.
Все модели юридического клинического образования обладают рядом общих признаков:
- применение интерактивных методов обучения;
- развитие практических навыков (консультирование, интервьюирование, проведение переговоров, ораторское искусство);
- руководство преподавателя, имеющего практический опыт работы;
- общие этические аспекты юридической практики;
- наличие обратной связи;
- работа по реальным делам;
- дух служения обществу.
Значение юридического клинического образования
Юридические клиники приближают право к реальной жизни, являются мощным инструментом укрепления верховенства права и защиты прав человека.
Юридическое клиническое образование решает широкий объем задач:
- содействие верховенству права;
- реформа правовой системы;
- формирование взглядов будущих юристов.
Программы клинического юридического образования обучают методикам познания на собственном опыте, практическим навыкам юриста в таких сферах, как сбор фактической информации, консультирование и интервьюирование, профессиональной этике.
Юридическое клиническое образование:
- демонстрирует обучающимся методы и требования исполнения функций юриста;
- представляет возможности для коллективного обучения на базе сотрудничества;
- способствует осознанию юристом своих обязательств перед клиентом, дает информацию о способах представления интересов клиента, знания о том, какое именно воздействие оказывает правовая система на определенные (чаще малоимущие) слои населения;
- представляет возможность наблюдать функционирование правовой доктрины, создает специфическую лабораторию, где преподаватели и студенты могут углубленно изучать отдельные сферы права;
- подвергает критическому анализу возможности (ограничения) в работе правовой системы и юристов.
Студенты, задействованные в программах юридического клинического образования, оказывают непосредственную помощь лицам, которые нуждаются в правовой помощи. Часто такие студенты после окончания юридических факультетов продолжают работать на благо общества. Клиники способствуют появлению молодых юристов, непосредственно удовлетворяющих потребности общества в недорогих либо бесплатных юридических консультациях, и иных видах правовой помощи.
Программы юридического клинического образования являются эффективным механизмом практического обучения студентов юридических факультетов, содействуют пониманию профессиональных, этических и практических проблем, с которыми могут столкнуться практикующие юристы.