Понятие юридического прецедента
Юридический прецедент - это узаконенное предписание, отображенное в решении суда или любого другого государственного органа по определенному юридическому делу, которому придается обязательное значение.
В юридической практике разделяют:
- Судебный прецедент. Постановление суда по определенному делу, его аргументация является правилом, которое в дальнейшем принимает форму нормы при решении аналогичных дел. Однако вопрос об аналогичности рассматриваемого дела решается также судом.
- Административный прецедент. Постановление органа исполнительной власти по определенному юридическому эпизоду, обоснование которого является нормой, применяемой при рассмотрении подобных дел.
Для принятия конкретного предписания за норму, как источника права, необходимо наличие у него определенных характеристик:
- множественность – применяется в системе норм и правил, которая использует прецедент, формируется коллегиально;
- казуистичность - прецедент должен иметь максимально схожие обстоятельства, то есть как можно более приближен к конкретной жизненной ситуации;
- гибкость – дает возможность правоприменительному органу выбирать наиболее соответствующий конкретной ситуации по своим обстоятельствам прецедент, включая государственную политику и юридическую практику в целом.
Юридическим прецедентом является судебное решение не в полном объеме. В самом решении выделяют суть (ядро), то есть только то, что касается изложения правовых принципов, применимых к юридическим вопросам, возникающим из определенных обстоятельств дела - это и является нормой права, которая заключена в решении.
В юридической практике существует понятие правовой обычай. Как источник права правовой обычай – это многократное и достаточно часто применяемая модель поведения, которое должно отражать юридическое содержание отношений в обществе в форме позитивного права, то есть это санкционированный государством обычай.
На основании взаимной связи юридического содержания и правовой формы формулируется два значимых в практике термина "обычное право", как в неправовом смысле "протоправо", так и в только юридическом "правовой обычай". Это является основанием считать, что основой генезиса обычного права является обычные нормы, выступающие индикатором важнейших социальных, жизненных ситуаций на конкретном этапе развития общества, которые действуют в отношении большинства, подпадающее под ее содержание и, что в дальнейшем, эта норма переходит в разряд позитивного права.
Основные способы государственного санкционирования обычаев:
- законодательный;
- правоприменительный;
- ведомственный;
- договорной;
- "молчаливый" (сформулирован на основании соблюдения обычая в деятельности государственных органов и правоприменительных учреждений);
- признание обычая на международном уровне;
- государственное узаконивание обычаев, систематизированных и признанных негосударственными организациями.
Основными субъектами санкционирования обычаев в юридической практике являются:
- государство (осуществляет санкционирование через государственные органы исполнительной, судебной и законодательной власти как основной субъект санкционирования);
- негосударственные организации;
- государства как субъекты международного права.
На основании такого разделения способов санкционирования, происходит их логично классифицировать на две большие группы: прямое санкционирование и делегированное. Делегированное санкционированное происходит в случае, когда государство позволяет другим субъектам наделять юридической формой обычные правила.
Критерии классификации и виды правовых обычаев
В современной юрисдикции для определения критериев схожести прецедента с юридической нормой, правовые обычаи классифицируют: по способу, характеру санкционирования и характеру действия, по сфере деятельности, по отраслям деятельности.
Способы санкционирования:
- ссылочный – ссылка на конкретное положение в нормативном акте или правоприменительном постановлении;
- соблюдаемые – соблюдение норм и правил на практике в деятельности государственных органов;
- международно-признанные – нормы, ранее принятые в международном законодательстве, отражаются в государственной практике и политике;
- договорные;
- неофициально систематизированные правовые обычаи - обычаи, санкционированные через деятельность негосударственных организаций.
Характер санкционирования может быть непосредственным или делегированным. Сферы действия: государственные, национальные, международные обычные законы, специальные.
По характеру действия выделяют основный и субсидиарный критерии. Среди отраслей права различают: международные правовые обычаи и др., законные, гражданско-правовые.
Ведущая роль обычного права определяется в недифференцированных юридических системах. Суть таких этих систем заключается в том, что правовой обычай и доктрина часто конкурируют с законом. Однако выявляется стремление к четкому определению государства, разделению сфер влияния такого нормирования отношений в обществе со стороны конкретных источников права. Большая значимость простых правовых норм отражена в неразвитых государственных правовых системах Африки и Мадагаскара. В государствах с развитой правовой системой юридический прецедент является дополнительным источником права.
Формы применения прецедента в судебной практике
В Российской Федерации судебная практика – это применение норм, связанное в процессе с устоявшимся положением, которое определяет правовую норму как совокупность типичных решений по аналогичным делам. Такая правоприменительная деятельность характерна для стран, в которых суд не имеет право на правотворческую деятельность.
Своей деятельностью суд не формирует обязательные нормы, а оказывает некоторое воздействие на деятельность собственно судебной системы, на систему права в целом.
В правовой системе РФ выделяют две формы выражения судебной практики:
- инструкции с разъяснением по применению законодательства в каждом конкретном случае, сформулированные Пленумом Верховного Суда РФ Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;
- принципиальные решения по определенным делам судов различных уровней, которые являются прецедентом толкования.
Формы выражения судебной практики оказывают свое определенное воздействие на судопроизводство.