Роль следователя, дознавателя и органов дознания в расследовании уголовного дела
Дознаватель, органы дознания, а также следователь относительно независимые по своему уголовно-процессуальному статусу участники уголовного процесса, а потому, при взаимодействии следователя с органами дознания нельзя говорить о том, что такая связь основа на вертикали служебного соподчинения.
Следователь — это участник уголовного процесса, чья процессуальная роль выражается в осуществлении предварительного следствия во всех доступных формах по уголовному делу.
Следователь обладает достаточно широкими процессуальными правами при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также при реализации следственных действий. Важно учитывать, что следователь выступает ключевой фигурой в уголовном деле, поскольку формирует основные доказательства по уголовному делу, а по итогу предварительного следствия осуществляет квалификацию преступного деяния и выносит все имеющиеся материалы в постановлении, которым заканчивается предварительное расследование и начинается этап судебного разбирательства по уголовному делу (после утверждения такого постановления прокурором).
Органы дознания — это правоохранительные органы, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством осуществлять оперативно-розыскную деятельность, проводить дознание, а также осуществлять предварительное расследование преступления, в частности, в рамках проверки поступивших сообщений, сведений и иной информации о совершенном преступлении.
К органам дознания относятся:
- органы внутренних дел РФ;
- органы принудительного исполнения РФ;
- командиры воинских частей;
- начальники гарнизонов;
- органы государственного пожарного надзора ФПС;
- начальник органов военной полиции ВС РФ.
Дознаватель в рамках расследования уголовного дела не совсем идентичен по правовому статусу органу дознания, поскольку это индивидуальный субъект, участвующий по распоряжению начальника органа дознания в предварительном расследовании уголовного преступления в форме дознания.
Особенности взаимодействия следователя с органом дознания
Итак, следователь и орган дознания в своей деятельности не находятся в рамках служебного соподчинения. С одной стороны, в своей деятельности они участвуют в реализации единой задачи, направленной на борьбу с преступностью, а если быть конкретнее — на расследование конкретного уголовного дела. С другой стороны, полномочия следователя в уголовном деле намного шире нежели у органов дознания, при этом не происходит слияния их процессуальных функций и полномочий, а равно направлений оперативно-розыскной деятельности, в том числе, в предварительном расследовании уголовного дела.
Однако важно понимать, что всякое взаимодействие предполагает сочетание усилий и правоохранительных ресурсов двух анализируемых субъектов, а потому, в такой системе отношений должно быть также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками совместной деятельности по расследованию и раскрытию преступления.
Каждый из них, действуя в рамках своей компетенции с помощью своих средств и методов, в конечном итоге стремится к достижению единой цели -быстрому и полному изобличению виновных и дальнейшему раскрытию преступления.
Важно осознавать процессуальную сущность и роль каждого субъекта дабы понять, каким образом они могут взаимодействовать для реализации единой цели правоохранительной деятельности. Органами дознания по уголовным делам обычно выступают органы внутренних дел Российской Федерации, то есть полиция, которая при появлении сообщения о совершении преступления обязана отреагировать на него и до возбуждения уголовного дела должна провести осмотр места происшествия, а при возможности и задержать преступников, взять показания у потерпевших и свидетелей, если в этот момент привлечь ресурсы следственных органов не представляется возможным.
Такие первичные и наиболее важные факты о совершенном преступлении затем передаются следователю для дальнейшего расследования им уголовного дела.
Следователем органам дознания могут назначаться поручения (указания), которые, однако, зависят от двух факторов:
- от собственной уголовно-процессуальной правоспособности учреждения;
- от сущности содержания поручения или указания.
Пределы деятельности органа дознания, средства и методы, выбираемые им в целях выполнения поручения, зависят от того, какую помощь просит оказать следователь, а потому, при отсутствии процессуальных оснований или реальных служебных ресурсов для исполнения поручения, органами дознания в отношении указаний следователя может быть направлен отказ в исполнении.
Однако, как показывает следственная практика, в большинстве случаев поручения и указания следователя концентрируются на проведении органами дознания, в частности дознавателем, процедуры дознания или очной ставки в отношении обвиняемого, подозреваемого и (или) свидетелей.
Также наряду с этим частой практикой является поручение следователя о содействии органов дознания в оперативно-розыскной деятельности при получении важной информации по уголовному делу, к примеру, о местонахождении скрывающегося преступника или о его перемещении на данный момент, в связи с чем органы дознания привлекаются как правоохранительные ресурсы для задержания преступника. Однако, следователь не вправе поручать органу дознания, например, допрос обвиняемого, связанный с предъявлением обвинения.
В связи с этим, следователем органу дознания могут быть даны поручения только о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а равно о содействии при их осуществлении.