Общая характеристика административной ответственности юридических лиц в РФ
Действующим российским административным законодательством в ст. 2.10 КоАП РФ, установлена возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности, в том случае, когда с их стороны имеет место совершение административных правонарушений, установленных КоАП.
Концепция о возможности привлечения юридических лиц к административной ответственности нашла свое отражение и в воспринятом законодательством понятии административного правонарушения под которых понимается: виновное противоправное общественно вредное деяние физического или юридического лица, запрещенное под угрозой применения мер административной ответственности.
Анализ содержания приведенной выше дефиниции, позволяет сделать вывод о наличии трех основных признаком административного правонарушения, одинаково справедливых как в отношении правонарушителя – физического лица, так и в отношении лица юридического:
- Противоправность, то есть совершенное деяние нарушает нормы действующего российского законодательства, охрана которых возложена, в свою очередь, на административное право;
- Антиобщественность, под которой следует понимать то, что совершение любого правонарушения имеет своим результатом определенные негативные, общественно вредные последствия для общества последствия;
- Наказуемость: совершение административного правонарушения влечет привлечение к установленной законом ответственности, в порядке, размере и на условиях, включенных законодателем в нормы КоАП РФ.
Особенности административной ответственности юридических лиц
Названные выше три из четырех основных признака административного правонарушения, по характеру своего содержания одинаково применимы как к физическим, так и к юридическим лицам, потому на практике не возникает проблем с их выявлением и обнаружением в процессе расследования административного правонарушения.
В свою очередь четвертый признак – виновность, традиционно раскрываемый в отечественной правовой науке, через призму внутреннего психического отношения лица к совершенному правонарушению и вызванным им последствиям, постоянно становился предметом дискуссий ученых исследователей административного права.
Строилась названная выше дискуссия преимущественно вокруг одного основного вопроса: "Каким образом может быть выявлено и оценено психическое отношение организации к вменяемому ему административному правонарушению?"
Поиски ответа на данный вопрос, приводили, в частности, к предложению о понимании вины юридического лица, через сумму виновных действий физических и должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению действий от имени конкретного юридического лица.
Иными словами, виновность, как психологическое отношение к содеянному, юридического лица следует оценивать исходя из психологического отношения к правонарушению и наступившим последствиям сотрудников данного юридического лица – коллектива, где основное внимание должно уделяться руководящим должностным лицам, в известной степени формирующих волю всей организации.
Законодательно вопрос о виновности юридического лица был решен несколько иначе. Так, в ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, закреплено правило о том, что юридическое лицо является виновным в совершении административного правонарушения тогда, когда имеет место невыполнение возложенной на него обязанности, при условии что оно должно было и могло ее выполнить, однако не предприняло все зависящие от него меры по исполнению соответствующей обязанности.
При этом определенные особенности административной ответственности обнаруживаются и при анализе тех мер воздействия, которые в соответствии с законом могут быть применены в отношении юридических лиц. Так, из десяти установленных ст.3.2 КоАП РФ санкций, в отношении юридических лиц могут применяться только:
- Предупреждение.
- Административный штраф.
- Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
- Административное приостановление деятельности.