Уровни образовательного права
В образовательном праве понятие «уровень» применяется для описания образовательных программ, цензов образования. Ст. 46 ФЗ «Об образовании» гласит, что договор о предоставлении платных образовательных услуг должен определять кроме прочих условий еще и уровень образования.
Образовательный уровень или ценз можно определить как минимальный стандартный объем содержания образования, который определен государственным стандартом, минимальная грань нижнего уровня усвоения объема содержания.
Законодательством Российской Федерации, а именно ст. 27 Федерального закона «Об образовании» устанавливаются следующие уровни образования:
- Основное общее;
- Среднее общее;
- Начальное профессиональное;
- Среднее;
- Высшее;
- Послевузовское образование.
Достижение обучающимся каждого уровня образования сопровождается получением соответствующего документа. Каждый уровень обязателен для возможности прохождения обучения в государственном и муниципальном учреждении образования следующего уровня. Наличие уровней образования является допуском к некоторым видам деятельности, а так же занятию конкретных специфичных должностей.
В подсистеме общего образования так же следует обозначить следующие уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее.
В подсистеме профессионального образования- начальное, среднее, высшее и послевузовское.
Так же особые подуровни образует дополнительное образование, не включенное в систему уровней образования, так как призвание его – обеспечение дополнительной образовательной потребности населения, общества, страны.
Некоторые ученые так же выделяют специальное образование- для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для которых создаются специальные условия.
Дошкольное образование функционирует для воспитания детей малого возраста, поддержания их здоровья, подготовки к учебе в школе, а так же развитию индивидуальных способностей.
Общее образование состоит из трех этапов: начальное, основное и среднее образование. Начальное образование необходимо для обучения учащихся чтению, письму, основным навыкам, начальным элементам мышления, навыкам самостоятельного контроля, культуры речи и поведения и другим основным важным началам.
Основное общее образование может получаться на основе базы начального образования, оно создает условия для воспитания, становления личности учащегося, для развития интересов и способностей к самоопределению в социальной сфере, является базой для среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Начальное профессиональное образование призвано обеспечить подготовку рабочих кадров для квалифицированной работы по всем направлениям общественной жизни на основах основного или полного общего образования.
Среднее профессиональное образование создано для подготовки специалистов среднего звена, основой для его получения должны быть основное и полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование существует на базовом и повышенном уровне. Повышенный уровень обеспечивает подготовку специалистов более высокого уровня квалификации, в то время, как базовый дает общие основы.
Высшее профессиональное образование призвано подготовить специалистов более высокого уровня, может быть получено на базах среднего и среднего профессионального образования. Существуют ступени высшего образования такие как: неполное высшее, бакалавриат, магистратура.
Послевузовское профессиональное образование создано для повышения уровня образования, так же для получения научной или педагогической квалификацией на базе высшего образования. Данный уровень может быть пройдет в аспирантуре, доктурантуре.
Методы образовательного права
Под методом образовательного права понимаются приемы, способы и средства правового регулирования образовательных отношений. Основная особенность метода связана со спецификой деятельности в образовательном процессе по поводу обучения, воспитания и личностного развития учащихся в различных образовательных учреждениях, на различных уровнях и формах образования.
Наиболее важные специфические черты метода образовательного:
- главенство императивного и императивно-диспозитивного метода правового регулирования в общественных отношениях;
- отличительный правовой статус участников в образовательных отношениях;
- общедоступное и бесплатное начальное и основное общее образование;
- соединение нормативно-правового регулирования образовательных отношений на общегосударственном уровне нормативно-правового регулирования на региональном уровне, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и локальным регулированием образовательными учреждениями;
- единство и различие нормативного правового регулирования отношений в сфере образования;
- соединение контроля государства за качеством образовательных услуг с независимостью образовательных учреждений, свобода и плюрализм в образовании;
- особенности правоприменительной деятельности в процессе аттестации обучающихся;
- применение правовой ответственности за противоправные меры в образовательных отношениях, на правопорядок в сфере образования.
Методы правового регулирования первичных, а так же вторичных отношений в сфере образования отличаются тем, что при регулировании их важное значение получают психологические составляющие как императивного, так и диспозитивного методов. Здесь речь идет о методиках и приемах убеждения, без этого невозможен процесс обучения и воспитания, а значит и личностное развитие ученика, педагогический профессиональный рост, в том числе педагогическая компетентность самого педагога.
Следует отметить, что образовательное право полностью обладает важными чертами области права, имеет собственный специфический предмет и метод правового регулирования, представляет собой самостоятельную комплексную отрасль российской системы права.