Понятие и общая характеристика уголовно-процессуальной политики государства
Современное государство представляет собой сложное многоуровневое социальное образование, призванное обеспечивать всестороннюю защиту индивидуальных и коллективных прав и законных интересов, в том числе от любого рода противоправных посягательств.
При этом соответствующая деятельность реализуется не стихийно, а в рамках научно-обоснованных и воплощенных в нормах действующего законодательства правовых политиках, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие общественно-опасных деяний, и привлечение виновных лиц к установленному виду юридической ответственности.
Важным компонентом рассматриваемой деятельности, выступает непосредственное применение норм уголовного законодательства в процессе деятельности компетентных органов государственной власти – в первую очередь правоохранительных органов и органов судебной системы, которое в наиболее общем виде воплощено в содержании государственной уголовно-процессуальной политики:
Уголовно-процессуальная политика – это обособленное направление деятельности правотворческих и правоприменительных органов по выработке и применению форм реализации уголовно-правовых предписаний на всех этапах осуществления предварительного расследования и судебного разбирательства общественно-опасных деяний.
Иными словами, в рамках уголовно-процессуальной политики происходит выражение государственного отношения к расследованию преступлений и судебному рассмотрению уголовных дел. В том числе, именно в рамках рассматриваемой политики происходит определение и юридическое закрепление принципов уголовного процесса, устанавливаются возможные формы и меры процессуального принуждения, назначения наказания, и т.д.
В этой связи представляется обоснованным вывод тех авторов, которые признают в качестве содержания уголовно-процессуальной политики государства «предвидение должной организации судопроизводства и стремление реализовать соответствующее предвидение».
При этом применительно к характеристике рассматриваемой политики следует обратить внимание на то, что во многом она носит производный характер, поскольку находятся в непосредственной связи с началами уголовно-правового регулирования. В том числе в сфере вопросов квалификации общественно-опасных деяний, избрания видов и размеров уголовного наказания, учета смягчающих и отягчающих обстоятельств, и т.д.
Говоря о значении уголовно-процессуальной политики, следует отметить, что оно в первую очередь заключатся в повышении качества и эффективности противодействия преступным посягательствам, а также в содействии правильному и рациональному правоприменению в соответствующей сфере.
Принципы уголовно-процессуальной политики государства
Основополагающим компонентом уголовно-процессуальной политики любого государства выступает совокупность законодательно установленных принципов правоприменительной деятельности в сфере предупреждения, пресечения и расследования уголовно-наказуемых деяний – то есть принципов уголовного процесса.
В Российской Федерации соответствующие основные начала получили легальное закрепление в нормах Конституции РФ и гл. 2 Уголовно-процессуального кодекса. Анализ из содержания позволяет, в наиболее общем виде, сделать вывод о том, что они отражают сущность и содержание уголовного процесса в целом, в том числе путем определения конкретных стадий, институтов, элементов правового статуса лиц, участвующих в уголовной судопроизводстве, и т.д.
В числе конкретных принципов уголовного судопроизводства следует выделять:
- Принцип законности, как требование точного и неуклонного соблюдения общеобязательных правил поведения всеми участниками уголовного процесса, в том числе компетентными органами государственной власти;
- Принцип осуществления правосудия только судом, в котором нашло свое отражение крайне важное начало уголовно-процессуальной политики, связанное с тем, что лицо может быть признано виновным и подвержено уголовному наказанию исключительно в результате вынесения обвинительного приговора суда;
- Принцип уважения чести и достоинства человека, обращающий внимание на недопустимость совершения в рамках процессуальной деятельности любых действий, которые каким-либо образом унижают честь и умаляют достоинство лица;
- Принцип неприкосновенности личности, жилища, и т.д., указывающий на то, что государство обеспечивает всестороннюю защиту основополагающим правам и законным интересам граждан, провозглашая недопустимость необоснованного лишения свободы человека, вторжения в его жилище, и т.д.;
- Принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым, каждый человек, подозреваемый или обвиняемый в совершении уголовного преступления, считается невиновным до вынесения обвинительного приговора суда. С данным принципом, получившим широкое распространение не только на уровне национального, но и международно-правового регулирования, вытекает правило о том, что любые сомнения в виновности лица, возникшие в ходе уголовного процесса должны трактоваться в пользу подозреваемого и т. д.
Современная уголовно-процессуальная политика Российской Федерации
Как было отмечено выше, наличие собственной научно-обоснованной уголовно-процессуальной политики характерно для любого государства, и Российская Федерация в этом отношении не является исключением. В отечественной правовой доктрине уделяется большое внимание разработке и анализу элементов соответствующей политики, в числе которых, в настоящее время принято выделять:
- Наличие выработанной и законодательно закрепленной единообразной и достаточной для реализации уголовно-процессуальной деятельности нормативно-правовой базы;
- Четкое определение круга правоохранительных органов и разграничение их полномочий и сфер компетенции, для целей предупреждения, раскрытия и разрешения уголовных дел;
- Неуклонное соблюдение законности в уголовно-процессуальной деятельности всеми уполномоченными субъектами;
- Экономия мер процессуального принуждения;
- Развитие надгосударственного и международно-правового сотрудничества в сфере уголовно-процессуальной деятельности.