Граждане имеют предоставленные им государством права, связанные с защитой в тех или иных ситуациях. Защита возможна и в области трудовых правоотношений. Законодательство предусмотрело ряд процедур, на основе которых возможна защита прав работников и работодателей.
Понятие трудового спора
Одной из возможностей по защите своих прав является трудовой спор. Положения об этом способе защиты закрепила Конституция РФ и трудовое законодательство.
Трудовой спор – это возникшие между работником (ами) и работодателем определенные разногласия, связанные с регулированием трудовых отношений, которые поступили в специальный орган юрисдикции для разрешения.
Под разногласиями при этом принято понимать различную оценку сторонами одной и той же ситуации.
Как правило, возникновение трудового спора связано с совершением трудовых правонарушений или с добросовестным заблуждением по поводу существования такого правонарушения.
Классификация трудовых споров
Как и любая классификация, классификация трудовых споров строится на основе различных критериев, помогающих разбить все существующие трудовые споры на виды:
- В зависимости от субъектов спора они могут быть индивидуальными или коллективными. Разница в данном случае легко прослеживается, так как а первой ситуации затрагиваются права только одного субъекта, а во втором всего коллектива.
- В зависимости от правоотношений трудовые споры делятся на те, которые возникли в связи с правонарушением трудовых отношений (невыплата заработной платы, незаконное увольнение и др.) и на те, которые возникают при нарушении непосредственно связанных с трудовыми отношений.
- В зависимости от характера спора идет разделение на споры, которые связаны с применением норм Трудового кодекса РФ и споры, преследующие изменение существующих или установление новых условий труда.
- В зависимости от предмета спора различают споры, связанные с возмещением вреда и присуждением выплат, а также споры о признании нарушенного другой стороной права.
- В зависимости от способа разрешения споры могут быть исковыми или неисковыми.
Разрешение трудовых споров
Процедура по разрешению происходит в определенном порядке, включая в себя соответствующие последовательные этапы, связанные с примирением сторон трудового спора:
- изучение примирительной комиссией причин спора;
- рассмотрение трудового спора с присутствием посредника;
- принятие трудовым арбитражем решения по спору.
Данные этапы идут последовательно друг за другом. При этом, стоит отметить, что дело переходит в арбитраж лишь в случае, если при первых двух стадиях не будет достигнут консенсус.
Участие в примирительной процедуре – это не право, а обязанность сторон трудового спора, предписанная законом. Данная процедура имеет соответствующие сроки ее проведения. При этом закон предусматривает возможность их продления, при получении согласия двух сторон. Эти сроки носят название процессуальных.
Для того чтобы возникший трудовой спор был в скорейшем времени разрешен, представители сторон, посредники, члены представительной комиссии, Служба по урегулированию трудовых споров могут использовать все способы, которые предусмотрены действующим законодательством.
В зависимости от того, какой юрисдикционный орган будет выбран, будет складываться характер того или иного трудового спора, а также причины, которые послужили его возникновению. Так, закон предусмотрел перечень тех органов и организаций, которые уполномочены разрешать трудовые споры:
- вышестоящие организации;
- комиссия по трудовым спорам;
- судебные органы
- примирительные комиссии;
- посредник;
- трудовой арбитраж;
- органы надзора и контроля.