Понятие воздушного транспортного права
Первоначально о понятии и значимости воздушного транспортного права высказался М.М. Волков в научных трудах. В 1970 годах понятие «воздушное право» им формулировалось «совокупностью правовых норм, которые учреждают порядки использования воздушного пространства, деятельности гражданской авиации... с целью защиты государственных интересов, обеспечения полетов в безопасном режиме, удовлетворения потребности народного хозяйства... и населениях в передвижениях в воздушном пространстве и иных применениях авиации».
Предмет воздушного транспортного права
В предмет воздушного права включены общественные отношения, возникающие при использовании воздушного пространства. Притом к воздушному праву могут относиться только те общественные отношения, непосредственным образом связанные с гражданско-авиационной деятельностью. В частности, воздушным правом урегулированы отношения, которые связаны с исполнением полетов в воздушном пространстве, требования к воздушным судам гражданской авиации и экипажам, к аэропортам и аэродромам и т.п.
Не могут быть отнесены к воздушному праву отношения, возникающие в связи с осуществлением полетов космических объектов сквозь атмосферу при взлетах, посадках. Не могут регулироваться воздушным транспортным правом полеты воздушных судов, которые не подлежат регистрации в государственных органах.
Наука воздушного права обладает «межотраслевым» характером. Отдельные стороны исследуемых проблем в ней нашли собственное отражение в иных отраслях юридической науки и, как минимум, в гражданском и административном праве. Проблематика перевозок исследована в гражданско-правовой отрасли. Вопросы управления гражданской авиацией, порядок наложений административных штрафов при нарушении действующих на воздушном транспорте правил и т.п. подлежат рассмотрению административным правом. Вопросы отвода земли в нужды гражданской авиации относимы к земельному праву. Но это совершенно не означает, что воздушное право составлено лишь отдельными институтами или их частями, взятыми из разнообразных правовых отраслей.
Такой упрощенный подход может вести к ошибочным выводам. Во-первых, не все институты воздушного права в одной степени анализированы в какой-либо правовой отрасли. Во-вторых, множество проблем в силу многих причин не исследуются вообще или исследуются не столь глубоко, сколь это требуется. В-третьих, специалисты разнообразных правовых отраслей часто объективным образом лишаются возможности комплексно исследовать какую-либо область воздушного права.
Правовое регулирование воздушного транспорта и его значение в обеспечении безопасности полетов
Важнейшим источником воздушного транспортного права представляется Гражданский кодекс РФ, сконцентрировавший в 40 и 41 главах нормы законодательства РФ, которые определили основы правового урегулирования перевозочных отношений на любых видах транспорта, в том числе и на воздушном, их положения конкретизированы специальными актами транспортного законодательства:
- транспортными уставами;
- транспортными кодексами.
В соответствии с 71 статьей Конституции РФ и 784 статьей Гражданского кодекса РФ, все они должны обладать статусом федеральных законов.
На воздушном транспорте продолжает свое действие Воздушный кодекс РФ, обладающий комплексным характером, так как регулирует деятельность отдельного вида транспорта, а именно воздушного.
Главной составляющей транспортного законодательства представляются правилами перевозок, которые на основании и в развитие транспортных кодексов и уставов подробным образом урегулируют взаимные отношения транспортных организаций с их клиентами, устанавливают порядок исполнения основных транспортных операций.
В соответствии с Воздушным кодексом перевозчики обладают правом установления собственных правил перевозок при условии, что они не станут ухудшать положение клиентов в сравнении с общими правилами. Правила перевозок на воздушном транспорте утверждены Минтрансом России.
Помимо правил перевозок на транспорте изданы тарифные руководства, представленные сборниками, в которых публикую утвержденные в учрежденном порядке ставки, тарифы сборов за услуги и работы транспорта, правила их использования и пр. Наравне с Воздушным кодексом РФ воздушное транспортное законодательство РФ в соответствии с 2 статьей состоит из:
- законов федерального уровня;
- указов Президента РФ;
- федеральных правил использования воздушного пространства;
- федеральных авиационных правил,
- постановления пленума Верховного Суда РФ, обеспечивающий единообразие судебной практики, и которым предоставляется право задавать руководящие разъяснения судебным органам в вопросах применения действующего транспортного законодательства в рассмотрении судебных споров.
Государственное урегулирование применения воздушного пространства РФ и деятельности в сфере авиации направляется на обеспечение потребности гражданского населения и экономической области в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение государственной безопасности и обороны, охраны государственных интересов, безопасности полетов воздушных судов, экологической и авиационной безопасности.
В соответствии с 1 статьей Воздушного кодекса, Российская Федерация имеет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства РФ. Воздушное пространство РФ представляется воздушным пространством над территорией Российской Федерации, в этом числе воздушное пространство над территориальным морем и внутренними водами.
Лица, признанные виновными в нарушении норм воздушного транспортного законодательства Российской Федерации, должны нести ответственность в соответствии с законодательством РФ, согласно 4 статье Воздушного кодекса РФ.
Воздушное законодательство РФ занимается регулированием отношений в сфере использования воздушного пространства, в соответствии с 5 статьей Воздушного кодекса РФ.