В экономической жизни любой страны правовые отношения, напрямую связанные с транспортом, имеют весомое значение. Транспортная система является мощным связующим звеном экономики государства, который составляет единый комплекс, охватывающий все виды общественного распределения, производства и постоянного обмена. На сегодняшний день развитие и модернизация транспортного законодательства осуществляется довольно своеобразно.
Рисунок 1. Транспортное право. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Транспортное право – это определенная совокупность действующих правовых норм, которые в силах регулировать общественные взаимоотношения, возникающие в связи с деятельностью и организацией соответствующих предприятий, связь между этими структурами и их многочисленной клиентурой.
В условиях масштабного перехода к рыночной экономике абсолютно все сферы социально-экономической жизни начинают кардинально меняться и трансформироваться в иные концепции. Отличительной характеристикой транспорта как одной из основных отраслей материального делопроизводства состоит в том, что он не формирует новых материальных ценностей, следовательно, не способен увеличивать бюджет страны.
Его ключевая продукция — систематическая деятельность по территориальному передвижению людей и грузов.
В целом, транспортное право и сам транспорт считаются основными элементами экономической системы. Ритмичная работа торговли и промышленности напрямую зависит от четкой, регулярной деятельности предприятий, а также своевременной перевозки тяжелых грузов и пассажиров.
Предмет и метод транспортного права
Рисунок 2. Предмет транспортного права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В настоящее время общепринято разделять отрасли транспортного права по методу и предмету правового систематизирования. Объектом любого законодательного регулирования в отдельной сфере права должен выступать однородный и стабильный круг общественных взаимоотношений.
Однако часто такие гражданские отношения в транспортной деятельности формируются и развиваются под влиянием целого ряда отраслей права:
- гражданского;
- экономического;
- социального;
- административного;
- трудового.
В подобных случаях автоматически возникает потребность в использовании дополнительных мер, позволяющих более конкретно определить предмет определенной отрасли права. В этом смысле очень важно своевременно применить метод правового регулирования, который подразумевает юридические принципы воздействия, регулируемое полноценное правовую среду общественных отношений.
Только единство метода и предмета координирования является правильным и обязательным классификационным отличием в транспортной деятельности при распределении основных норм и положений. Спецификой транспортного права считается то, что оно гармонично сочетает в себе властные и организационные связи, полностью регулируемые административным правом, и экономически-личные отношения, контролируемые гражданским правом.
Общая задача указанного объединения в единую систему транспортного права состоит в регулировании всех норм различных сфер права: административного, гражданского и земельного, что предоставляет возможность корректировать деятельность различных видов транспорта как комплексной транспортной концепции страны. Нормы и положения данного вида права управляют главным образом отношениями между существующими транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой по регулярным перевозкам грузов, пассажиров, определенного багажа, отличающиеся невероятным многообразием и сложностью, и поэтому исследование их в учебных учреждениях выделяется в отдельный самостоятельный курс.
Виды транспорта
Основной задачей при грамотном управлении транспортом является качественно и своевременно обеспечить полноценное дальнейшее развитие и модернизировать транспорт государства, предоставить нормальную жизнедеятельность всех сфер экономики и на этой основе попробовать в полной мере удовлетворить все культурные и материальные потребности и требования общества.
На сегодняшний день политологи выделяют единую транспортную систему, которую составляют следующие критерии:
- транспорт общего пользования граждан (морской, железнодорожный, авиационный, речной, автомобильный, а также городской электротранспорт, в числе которого и метрополитен);
- железнодорожный промышленный транспорт;
- ведомственный транспорт;
- трубопроводный регулируемый транспорт;
- различные пути сообщения общего пользования.
Указанные виды транспортного права выполняют свою соответствующую роль в экономике, где центральным органом является правительственные органы исполнительной власти, которые обеспечивает необходимую реализацию государственной политики в канале транспорта, в среде применения воздушного пространства любой страны и навигационного комплексного обеспечения мореплавания.
Транспортное право и транспортное законодательство
Транспортное законодательство и право - понятия, достаточно тесно взаимосвязанные друг с другом, но не тождественные: если первое включает в себя совокупность действующих нормативных актов, то второе – общность норм права.
Систему нормативных актов, которые содержат правовые нормы, регулирующие все транспортные отношения, называют транспортным законодательством, которому присущи определенные отличительные характеристики, формировавшиеся под влиянием объективных условий и в результате субъективных идей законодателя о надобности принятия определенных решений в сфере правового регулирования общей деятельности транспорта.
Анализируя и совершенствуя законодательство о транспорте, можно выделить следующие присущие только ему особенности:
- транспортное законодательство считается наиболее стабильным и кодифицированным массивом в правовой системе любой страны, так как абсолютно на всех видах транспорта приняты и реализуются транспортные кодексы и уставы, регулирующие огромное количество отношений между клиентурой и перевозчиками;
- в транспортном законодательстве отчетливо отражается специфика договоров, которые заключаются транспортными предприятиями с большим кругом потенциальной клиентуры: это ответственность транспортных компаний за нарушение договорных положений и обязательств, а также предъявление претензий к транспортным предприятиям со стороны клиентов;
- на транспортное законодательство достаточно ощутимо воздействуют законы в области международного транспорта, причем это влияние влечет за собой взаимный ответ: в конкретных случаях внутреннее законодательство государства находит некое отражение в правовых нормах, регулирующих международные перевозки.
Стоит отметить, что указанные нормы транспортных конвенций подлежат обязательному использованию при функционировании и внедрении международного транспорта, во всех экономических взаимоотношениях стран, заключивших между собой соответствующую конвенцию.
Сказанное в полной мере можно применить к различным, весьма специфичным и до конца не изученным отношениям, которые формируются в транспортной отрасли, а также к связям, что непосредственно сосредоточены на активной деятельности физических лиц. Законодательное урегулирование и систематизирование транспортных отношений остается актуальной задачей и в настоящее время, так как за годы многочисленных реформ были введены в действие разнообразные нормативные правовые акты.
Оценивая законодательную базу транспортного комплекса, можно утверждать, что она коренным образом отличается от советской нормативно-правовой системы, ведь полноценное проведение транспортной деятельности в новом пространстве требует более тщательной подготовки специалистов и руководителей организаций соответствующего комплекса.
Круг взаимоотношений, рассматриваемых в этом аспекте, достаточно широк и многогранен. Это связанные с понятием транспортного права его системой отношения, которые включают законодательства всех видов транспорта, предполагая понятие и заключение договоров транспортировки грузов и пассажиров с ответственностью транспортных организаций.