Понятие трубопроводного права
В теории права традиционно разделяют правовые отрасли права на:
- базовые или же самостоятельные;
- комплексные.
К базовым относимы административное, гражданское, трудовое, международное, уголовное и другие.
Наравне с ними наука права выделила комплексные образования, которые связаны одним предметом общественных отношений, которые формируются, развиваются под влиянием норм правил и институтов базовых правовых отраслей.
Транспортное право формируется в форме комплексной отрасли как итог взаимодействия норм частного и публичного права.
Понятие «транспортное право» сформировалось в зарубежной и отечественной юридической литературе еще к концу 19 века. Традиционно оно ассоциировано с одной из разновидностей транспорта. Изначально это являлось морским правом, позже – водным, воздушным, железнодорожным, автотранспортным.
Трубопроводное право в образе научного направления необходимо рассматривать в форме составного элемента научной юридической дисциплины «Транспортное право», которая представляют собой образующуюся и развивающуюся множественно компонентную комплексную правовую отрасль.
Государственное регулирование на трубопроводном транспорте
Деятельность в области трубопроводного транспорта учреждена, урегулирована множеством законных и подзаконных актов, общего и частного характера. В России определяется порядок прокладывания трубопроводов в территориальном море и внутренних морских водах РФ.
Нормативно-правовыми актами устанавливается порядок образования трубопроводного консорциума, организации действий по финансированию строения трубопроводной системы.
К примеру, с целью ускорения темпов построения БТС функций заказчика строительства БТС возлагаются на акционерную компанию по транспортировке нефти ПАО «Транснефть». Или строительство и проектирование акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов АО «Транснефтепродукт» магистральных нефтепродуктопроводов «Андреевка–Альметьевск и Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск» реализуется за счет кредитных и собственных финансовых средств.
Деятельность эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта подлежит лицензированию, она включила в себя:
- испытание линейной части магистральных трубопроводов при окончании строительства и ремонтных работ;
- диагностика линейной части технологических трубопроводов, станционного оборудования сооружений резервуарных парков и иного оборудования на объектах магистрального трубопроводного транспорта;
- эксплуатация магистральных трубопроводов, в их числе деятельность по техническому обслуживанию насосных и компрессорных станций, линейной части и резервуарных парков магистральных трубопроводов, включив систему электрохимзащиты;
- эксплуатация систем управления объектами магистральных трубопроводов;
- эксплуатация хранилищ газа подземного вида;
- консервация и ликвидация на объектах магистральных трубопроводов.
Лицензионные действия, касающиеся деятельности, связанной с эксплуатацией магистрального трубопроводного транспорта, реализуются Федеральным горным и промышленным надзором РФ. В РФ лицензионным действиям так же подлежит деятельность, связанная с эксплуатацией газовых сетей.
Особенное внимание уделено:
- безопасности при эксплуатации трубопроводов;
- системе охраны трубопроводов;
- охране труда.
Государство определяет порядок приемки и движений нефти по системе магистральных нефтепроводов, обеспечения и контроля сохранности качества нефтепродуктов на предприятиях трубопроводного транспорта, передачи нефтепродуктов на нефтебазы, склады ГСМ и АЗС по отводам магистральных нефтепродуктопроводов. Государство утвердило нормы естественной убыли нефтепродуктов при приемке, хранении, отпущении и транспортировке.
Товары, перемещаемые трубопроводным транспортом на экспорт, подлежат таможенному оформлению.
Согласно положениям приказа оформление нефтепродуктов, которые классифицируются в ТН ВЭД РФ по кодам 2707 10, 2707 20, 2902 20 и 2902 30, речь идет о бензоле, толуоле, а также 2710, возможно реализовывать лишь в структурных подразделениях таможни, в регионе деятельности которой размещаются нефте- и газоперерабатывающие заводы.
Кроме этого, только на Энергетической таможне, возможно, было производить оформление экспорта бензина, а также различных газойлей, которые вывозимые за границы России посредством трубопроводного транспорта. С данной таможней необходимо было согласовывать таможенное оформление экспорта нефтепродуктов, которые вывозятся участниками внешнеэкономической деятельности из Москвы и Московской области.
В России урегулирован доступ к системе магистральных нефтепродуктопроводов, нефтепроводов, также и терминалов морских портов при перевозке нефтепродуктов и нефти за границы таможенной территории, при этом для предприятий с иностранными инвестициями предусмотрен доступ первоочередный. Регулированию подлежит и порядок доступа организаций к газораспределительным сетям местного уровня.
На базе соблюдения обоснованных экономически принципов ценообразования на услуги и продукцию субъектов естественных монополий урегулирована оплата услуги субъектов естественных монополий в области транспортирования нефтепродуктов магистральными трубопроводами.
Предусмотрен и порядок вычисления тарифов, их использования, объема специализированных надбавок тарифов на газовое транспортирование газораспределительными организациями с целями финансирования газификационных программ.
Предусмотрен порядок учреждения оплаты тарифов, то есть услуг, субъектной части естественных монополий в области транспортировки нефтепродукта по магистральным нефтепроводам.
Государство может налагать штрафы на компании по транспортировке нефти.
При нарушении правил безопасности при строении, эксплуатировании либо ремонте магистральных трубопроводов предусматривается ответственность уголовного характера, согласно 269 статье УК РФ. А при нарушении правил безопасности при построении, эксплуатировании или ремонте магистральных трубопроводов предусматривается ответственность административного характера, согласно 11.20 статьи КоАП РФ.