Судебная система СССР первой половины XX века
Судебная система — это особое упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть посредством отправления правосудия, имеющих общие цели и задачи, действующих на единых демократических принципах.
20 июля 1918 года был принят Декрет о суде, который устранил двойственность в организации советской судебной системы. Декрет расширил подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела за исключением контрреволюционных преступлений, разбой, убийства, изнасилований, взяточничества, спекуляции, подделки денежных знаков (данные преступления были подсудны революционным трибуналам).
30 ноября 1918 года в советском государстве была окончательно претворена в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы. Народные суды были созданы на территории каждого района (городского или уездного) и рассматривали гражданские и уголовные дела. В состав народного суда входили: народный судья; народные заседатели (в зависимости от особенностей рассмотрения дела 2 или 6). Кассационные жалобы на решения и приговоры народных судов рассматривались советом народных судей губернии.
К моменту создания СССР (30 декабря 1922 года) в стране сформировались 2 системы судебных органов:
- общие суды, включающие народные суды, губернский совет народных судей, Высший Судебный Контроль (народный комиссариат юстиции);
- революционные трибуналы (трибуналы крупных городов и центров), Верховный революционный трибунал при ВЦИК), кассационная инстанция для революционных трибуналов.
Помимо военных трибуналов для рассмотрения особых категорий дел создавались земельные комиссии, трудовые сессии народных судов, арбитражные комиссии. Эти учреждения действовали временно, их подсудность была ограничена. Единство общих и специальных судебных учреждений обеспечивал факт поднадзорности Верховному Суду.
Губернские суды представляли собой второе звено судебной системы, к их компетенции относились:
- наиболее сложные дела, ранее отнесенные к подсудности революционных трибуналов;
- функции, принадлежащие ранее советам народных судей;
- судебный надзор.
С 1934 года губернские суды могли с согласия прокурора отменять приговоры и решения народных судов.
Деятельность всех судебных учреждений объединял Верховный Суд, в его составе функционировала дисциплинарная коллегия. Верховный Суд действовал в составе пленума, президиума, кассационных коллегий по гражданским и уголовным делам, военной, судебной, военно-транспортной коллегий.
Согласно Конституции, Верховный Суд должен был:
- обеспечить соблюдение союзного Основного закона;
- осуществлять надзор за соответствие постановлений, принимаемых ЦИК союзных республик Конституции;
- предоставлять толкования и разъяснения общесоюзного законодательства.
Конституция 1936 года закрепила и расширила демократические принципы организации и деятельности судов:
- рассмотрение дел в судах с участием народных заседателей;
- осуществление правосудия исключительно судами;
- выборность народных заседателей и судей;
- обеспечение обвиняемому права на защиту;
- ведение судопроизводства на языке автономной или союзной республики и др.
Принятый в 1938 году Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, закрепил судебную систему Советского Союза.
Судебная система СССР второй половины XX века
Для второй половины 1950 — первой половины 1960-х гг. характерно введение в систему государственной власти демократических принципов.
В сфере надзора Верховных Судов автономных и союзных республик, областных и краевых судов, судов автономных областей были значительно расширены права: право пересматривать кассационные определения и решения по гражданским и уголовным делам. Председатели Верховных Судов получили право вносить протесты в порядке надзора (ранее таким правом обладали только Генеральный прокурор и Председатель Верховного Суда).
В 1956 году, после упразднения Министерств юстиции СССР и союзных республик, функции управления в сфере юстиции были переданы Верховному Суду.
В 1957 году ликвидировали транспортные суды, все дела, относившиеся к их ведению, были переданы в областные, краевые и народные суды, Верховные суды республик. В этом же году значительно восстанавливалась самостоятельность республик в сфере правосудия.
В декабре 1958 году Верховный Совет принял «Основы законодательства о судоустройстве…», в котором были отражены следующие положения:
- учреждался единый народный суд города, района;
- увеличены полномочия народных судей с 3 до 5 лет;
- народные заседатели стали избираться на общих собраниях трудовых коллективов.
Устанавливались 2 уровня судебных органов: суды Союза ССР (Верховный Суд, военные трибуналы) и суды союзных республик (Верховные суды союзных, автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды национальных округов и автономных областей, народные суды).
В 1960 году был принят «Закон о судоустройстве в РСФСР», устанавливающий порядок определения численности народных судей, народных заседателей для народного суда. Была введена должность председателя народного суда, определился круг обязанностей. Установлены функции Верховных судов автономных республик, судебных коллегий и президиумов городских, областных и краевых судов, судов автономных областей, национальных округов.
В начале 1960-х годов упразднили республиканские министерства юстиции. В 1963 году Верховному Суду был передан ряд функций:
- управление и контроль деятельности судебных органов народных, городских, краевых, областных судов, судов национальных округов, автономных областей и республик;
- подготовка и подбор кадров для органов суда;
- ведение судебной статистики;
- общее руководство государственными нотариальными конторами.
Судебная система СССР, сложившаяся после ВОВ и закрепленная в Конституции 1977 года, просуществовала до конца 80-х гг. практически без изменений. Конституция 1977 г. закрепила систему органов правосудия, порядок избрания народных заседателей и судей.
В Конституции был воспроизведен ряд основополагающих принципов, в частности закреплены демократические принципы правосудия:
- коллегиальность рассмотрения гражданских, уголовных дел;
- независимость народных заседателей, их подчинение исключительно закону;
- возможность участия в судопроизводстве трудовых коллективов и общественных организаций.