Законодательная процедура (законодательный процесс) – это установленный в государстве порядок инициирования, разработки, обсуждения и принятия законопроектов, вплоть до вступления в силу этих нормативно-правовых актов.
Особенности законодательной процедуры
По своей сути, законодательная процедура представляет собой серию юридически закрепленных правил, регламентирующих процесс издания законов. Она является основной частью правотворческой деятельности.
В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. В современной России выделяют пять основных стадий этого процесса:
-
подготовка проекта закона и внесение его в Государственную Думу;
-
обсуждение законопроекта в Государственной Думе с последующим принятием или отклонением;
-
одобрение или отклонение Советом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой;
-
подписание или отклонение (применение права вето) документа Президентом РФ;
-
публикация закона.
Помимо основных стадий законодательной процедуры существуют и дополнительные. К ним относятся: повторное рассмотрение Государственной Думой законопроекта, отклоненного Советом Федерации, и повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой законопроекта, отклоненного Президентом России.
Правом законодательной инициативы обладают Президент и Правительство РФ, депутаты, сенаторы, региональные парламенты, высшие органы судебной власти. Все проекты федеральных нормативно-правовых актов рассматривает Государственная Дума.
Каждый законопроект обязательно обсуждается на заседании профильного комитета российского парламента. Кроме того, документ проходит юридическую и лингвистическую экспертизу в Правовом управлении Государственной Думы на соответствие Конституции РФ и действующему законодательству.
Обсуждение каждого законопроекта состоит из трех чтений. В первом из них депутаты рассматривают общую концепцию документа, целесообразность и необходимость его принятия. В ходе второго чтения внимательно обсуждаются все поправки, поступившие к тексту. В случае одобрения большинством депутатов законопроект принимают за основу. Третье чтение представляет собой рассмотрение отдельных моментов документа, не влияющих на его главные положения и параметры.
В течение пяти дней после принятия Государственной Думой законопроект направляется в Совет Федерации. В случае его отклонения верхней палатой российского парламента может быть создана согласительная комиссия, и проект снова рассматривается в Государственной Думе. Получивший одобрение федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту России для подписания. Глава государства вправе вернуть документ в парламент на доработку или наложить на него вето, воспользовавшись своим правом.
Закон, подписанный Президентом РФ, обязательно должен быть опубликован в СМИ. Это последняя стадия законодательной процедуры. После официального обнародования документ вступает в силу.
Рисунок 1.
Роль законодательной процедуры в правовой системе государства
Значение законодательной процедуры и ее роль в правовой системе государства сложно переоценить. Процесс разработки и принятия нормативно-правовых актов напрямую влияет на качество жизни в стране. Лишь неукоснительное следование всем установленным требованиям законодательной процедуры гарантирует издание юридически грамотных, технически выверенных законов, в первую очередь защищающих интересы граждан.
Законодательная процедура представляет собой длительный процесс, перейти к следующей стадии подготовки и рассмотрения каждого нормативно-правового акта становится возможным только после полного завершения всех действий, предусмотренных на предыдущем этапе.
Все стадии законодательного процедуры детально регламентированы. Роли участников этого процесса, порядок и сроки их действий четко оговорены. Пренебрежение или игнорирование процедурных правил на какой-либо из стадий является нарушением законности. Это может привести к принятию нормативно-правовых актов, содержащих серьезные ошибки или вовсе противоречащих действующему законодательству.
Референдум как законодательная процедура
В правовой системе современной России, как и в ряде других стран, предусмотрена возможность организации и проведения референдума по вопросу принятия или отклонения какого-либо законопроекта, имеющего важное социальное или экономическое значение.
Общенациональный плебисцит проходит в соответствии с установленной процедурой, которая необходима для того чтобы придать упорядоченный и целенаправленный характер процессу народного волеизъявления. Он состоит из следующих стадий:
- инициатива о проведении референдума;
- принятие решения о проведении референдума;
- организация голосования;
- подведение итогов.
Темой общенационального плебисцита могут быть лишь вопросы, предполагающие только однозначные ответы. Четко регламентированная и детально прописанная процедура организации и проведения референдума является залогом наиболее точного и полного выявления мнения большинства граждан по поводу рассматриваемого законопроекта.
Вопросы, предложенные для общенародного голосования, являются главным элементом в механизме его проведения. Основное значение в процедурном и фактическом ключе имеет законодательное закрепление порядка проведения всенародного референдума. Речь идет не только о координации в работе системы органов государственной власти, непосредственно связанных с организацией общенационального плебисцита, их компетенции и субординации. Не менее значительным в процедурном плане является законодательное решение вопросов, касающихся времени, места и условий проведения референдума, порядок организации голосования и подсчета бюллетеней.
А заключительная стадия процесса организации общенационального плебисцита имеет исключительную важность. Подведение итогов всенародного голосования и публикация результатов референдума привлекают внимание миллионов граждан России, поскольку способны оказать существенное влияние на качество жизни в стране.
Кстати, обнародованию подлежат лишь официальные итоги плебисцита, признанные соответствующими действительности в установленном законом порядке.