Система права внутреннего рынка Европейского Союза
Система права внутреннего рынка ЕС — это совокупность норм и положений, определяющих правовое положение субъектов торгового и гражданского оборота в рамках единого рынка. Частное право является составной частью права ЕС, самостоятельной правовой системой, развитие которой непосредственно связано с процессами полномасштабной социально-экономической интеграции.
Система права ЕС — это структурированная и упорядоченная совокупность элементов, объединенных устойчивыми различными и многообразными связями, образованными между группами норм права и юридическими нормами ЕС.
К построению системы права ЕС существуют следующие подходы:
- предметный — нормы права дифференцируются по отраслям и институтам на основе предмета правового регулирования (конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, экологическое право, включая комплексные отрасли права — транспортное и аграрное право ЕС);
- структурный — система права представлена блоком норм, таких как: нормы, регулирующие общие условия функционирования ЕС, правового положения личности, право ЕС, право Евратома, шенгенское право;
- функциональный — вся система права делится на материальное и институциональное право.
В системе права ЕС применяется частное и публичное право. Частное право регулирует отношения частных лиц, а публичное — отношения властных органов. Материальное право регулирует отношения, непосредственно связанные с реализацией целей ЕС. В материальном праве выделяют подотрасли — право внутреннего рынка, которое регулирует общественные отношения в сфере обеспечения основных принципов внутреннего рынка, право интеграции, определяющее проведение общей политики Союза. В институциональное право входят вопросы функционирования институтов ЕС, подразделяющиеся на конституционное и административное право.
Субъекты права внутреннего рынка ЕС
Единый внутренний рынок Европейского союза — это уникальное межгосударственное пространство с упраздненной барьерной функцией внутренних границ государства, то для возникновения рыночных связей нет национальных препятствий, запрещены любые дискриминационные ограничения на перемещение рабочей силы, капиталов, товаров, услуг, физических и юридических лиц, снижаются пространственные отличия результатов и факторов экономической деятельности.
Внутри общего рынка должны быть полностью ликвидированы препятствия для нездорового взаимодействия и конкуренции экономик государств-членов ЕС. «Свободы общего рынка» или «принципы общего рынка» — это условия, когда ограничения экономического взаимодействия государств устранены. Это свобода движения лиц, свобода движения товаров, свобода движения капиталов, свобода движения услуг.
Метод создания общего рынка — это метод позитивной интеграции, устранение барьеров, препятствий (негативная интеграция), проведение политики общего гармонизированного, скоординированного и согласованного формата регулирования рыночных отношений.
Субъектами права Европейского Союза выступают лица-носители определенных прав и обязанностей, установленных нормами правовой системы ЕС.
Основные субъекты права внутреннего рынка ЕС:
- физические лица — граждане ЕС, которыми признаются граждане всех государств-членов ЕС, граждане третьих стран, лица без гражданства, или апатриды;
- юридические лица — юридические лица, созданные согласно законодательству государств-членов ЕС, европейские юридические лица, иностранные юридические лица, реализующие деятельность в границах Европейского Союза;
- государства — члены Европейского Союза, третьи страны, не входящие в состав Союза, включая соседствующие государства, компетентные органы членов-государств (правительства, национальные суды, парламенты, прокуратуры и др.);
- структурные подразделения Евросоюза и сам Союз в целом.
Во внутренний рынок входят все государства-члены ЕС. Территориально общий внутренний рынок распространяется на три государства — членов ЕАСТ (Европейской ассоциации свободной торговли): Норвегия, Исландия, Лихтенштейн. Лиссабонский договор 1992 года (соглашения о Европейском экономическом пространстве) устанавливает в рамках совместной компетенции сферу внутреннего рынка (ст. 4). Исключительно сферой компетенции Союза выступают правила в сфере конкуренции (ст. 3).
Вопросы внутреннего рынка отнесены к вопросам компетенции Договора о функционировании ЕС (ст. 352). Совет Европейского Союза может принять решение о необходимости расширения полномочий, когда это нужно для реализации целей и задач внутреннего рынка.
Свободное передвижение субъектов внутреннего рынка регламентировано Договором о функционировании Европейского Союза (ст. 45). Договор предполагает отмену какой-либо дискриминации по гражданству между физическими лицами членов-государств ЕС в вопросах заработной платы, трудовой деятельности и иных условий труда.
Свобода передвижения субъектов включает право: соглашаться на реальную работу; проживать на территории какого-либо члена-государства ЕС для трудовой деятельности согласно с положениями, которые регулируют деятельность национальных работников; свободно перемещаться по территории государств; оставаться на территории государств ЕС после окончания осуществления трудовой деятельности.
Каждый субъект ЕС в соответствии с Хартией имеет право на свободу перемещения и передвижения, зависящую только от ограничений, предусмотренных для обеспечения государственной безопасности, сохранения общественного порядка и здоровья общества. Свободное перемещение дает возможность осуществлять трудовую деятельность по любой специальности или профессии с соблюдением принципа равного отношения к условиям труда, доступу к наемному труду, социальной защите (п. 2).
Право на свободное передвижение включает: гармонизацию и улучшение условий проживания в государствах ЕС (включая ситуации воссоединения семей); устранение препятствий и трудностей, возникающих в результате непризнания эквивалентов свидетельств, дипломов, касающихся профессиональной квалификации; улучшение условий работы и жизни трудящихся лиц приграничных районов.