Правила создания юридического лица
Создание юридического лица – это процесс учреждения или образования юридических лиц, который осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса (ст. 50-52) и Закона о регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Образование юридического лица происходит только в организационно-правовых формах, прописанных в ГК для коммерческих и некоммерческих организаций.
В зависимости от характера и степени участия органов государственной власти в процессе учреждения юридического лица выделяет несколько способов создания юридических лиц.
Способы создания юридических лиц:
- явочно-нормативный – учредители самостоятельно принимают решение о создании юридического лица, уполномоченный государственный орган имеет право контролировать процесс создания юрлица через процедуру государственной регистрации; законодательно установлены правила создания, перечислены документы, необходимые для регистрации;
- распорядительный - юридическое лицо учреждается на основе распоряжения учредителя, такой порядок применяют при создании унитарных предприятий, организаций и учреждений;
- разрешительный - для создания юрлица необходимо разрешение соответствующего уполномоченного государственного органа, осуществляющего проверку необходимости создания данного юридического лица, правомерности его учреждения.
Этапы создания юридического лица
В процедуре создания юридического лица выделяют несколько этапов:
- Принятие решения об учреждении юридического лица. При создании юрлица одним лицом достаточно единоличного решения учредителя. Если учреждение юридического лица происходит несколькими лицами, то решение о его создании должно быть единогласным.
- Государственная регистрация юридического лица. Осуществляется соответствующим государственным органом непосредственно по месту нахождения действующего исполнительного органа юрлица, а в случае его отсутствия - по месту нахождения органа (лица), которое обладает правом действовать без доверенности от имени юридического лица.
Сведения, которые необходимо указать в решении о создании юридического лица:
- дата учреждения юридического лица;
- порядок утверждения устава;
- порядок, способы, размер, сроки образования имущества;
- назначение (избрание) его органов;
- результаты голосования учредителей, порядок их совместной деятельности по созданию юридического лица (ст. 50.1 ГК).
Учредительные документы определяют правовое положение юридического лица. Таким учредительным документом является устав. Хозяйственные товарищества функционируют на основании учредительного договора, который имеет юридическую силу устава. Государственные корпорации осуществляют свою деятельность на основании закона о соответствующих корпорациях.
Учредительные документы включают следующие сведения:
- наименование юридического лица;
- организационно-правовая форма;
- порядок управления деятельностью;
- место нахождения;
- сведения о правах акционеров;
- размер уставного капитала;
- размещаемые акции и др.
В уставе унитарных предприятий, некоммерческих организаций содержатся сведения о целях и предмете их деятельности.
Юридическое лицо регистрируют и при наличии типового устава. Уполномоченные государственные органы утверждают формы типовых уставов. В Единый государственный реестр (ЕГРЮЛ) включены сведения, что юридическое лицо функционирует на основании типового устава.
Федеральная налоговая служба (включая территориальные органы) является государственным органом, который уполномочен в области регистрации коммерческих организаций. Для некоммерческих организаций подобным органом является Министерство юстиции РФ (территориальные органы), для кредитных организаций – Банк России.
Регистрация юридических лиц
В законодательстве установлен единый порядок регистрации юридических лиц, вне зависимости от их организационно-правовой формы и вида. Федеральные законы могут устанавливать особенности регистрации некоторых видов юридических лиц (страховых организаций, банков, религиозных организаций, политических партий и т.д.).
Закон исчерпывающим образом определяет перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица. Требования государственного органа предоставить другие документы – незаконно. Документы о создании юрлица подаются в территориальный регистрирующий орган или через центр государственных и муниципальных услуг.
До совершения государственной регистрации регистрирующий орган должен проверить содержащиеся в документах сведения на предмет их достоверности. Проверка документов происходит по формальному признаку (согласно законодательству) и по содержанию (их соответствие действительности). При выявлении несоответствия сведений в документах, поданных на регистрацию, производится отказ в государственной регистрации. Например, основанием для отказа может послужить недостоверность сведений об адресе юридического лица.
Государственная регистрация должна пройти не позднее, чем через 5 рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган. Все сведения о вновь созданном юридическом лице и его регистрации фиксируются в ЕГРЮЛ, открытом для всеобщего ознакомления. В отношении сведений, касающихся юридического лица действует принцип публичной достоверности.
Юридическое лицо может быть освобождено от ответственности перед контрагентом за недостаточность или недостоверность сведений, содержащихся в реестр, в следующих случаях:
- контрагент должен был знать или знал о недостоверности сведений;
- недостоверные сведения были включены в реестр вследствие неправомерных действий других лиц или помимо воли юридического лица (в следствие недобросовестного поведения лиц регистрирующих органов).
Отказ в государственной регистрации оспаривается в судебном порядке.