Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Различия корпоративного права в России и в мире

Различия отдельных терминов корпоративного права в мире

В текстах по корпоративному праву можно встретить различные термины и понятия: сorporate law – сompany law; сorporation – сompany; incorporation – registration. Все они связаны друг с другом обозначением явлений отрасли права, регулирующей деятельность корпоративных организаций.

Корпоративное право в России остается малоизученной и во многом спорной наукой. Под корпорацией понимают союз лиц, которые объединены сословными или профессиональными интересами. Корпорация – это объединением лиц, обладающих общими интересами и целями, для реализации которых необходима их совместная деятельность, объединяющая их усилия.

Замечание 1

В широком смысле слова, корпорация – это практически любые структуры и сообщества, начиная от государства и общества и заканчивая любым коллективом.

В США и Англии, основных странах общего права, данные понятия и термины имеют определенные отличия по смыслу и употреблению:

  1. Corporate Law – Company Law. В России термин «корпоративное право» (law of corporations, corporate law, corporations law) более известен, как «право компаний» (company law). Корпоративное право Соединенных Штатов регулирует корпорации, не включающие партнерства (в РФ - товарищества на вере и полные товарищества) и компании / общества ограниченной ответственностью (limited liability companies), охватывающие при этом некоммерческие организации. Формирование и функционирование компаний с ограниченной ответственностью в Америке регулируется законодательством штатов, касающегося компаний limited liability company act - с ограниченной ответственностью. В Англии право компаний регулирует создание и функционирование компаний, исключающих товарищество или партнерство, а также некоммерческие организации.
  2. Corporation – Company (Соединенные Штаты). В Америке понятие «компания» используется в основном в описательной форме или в отношении к такой организационно-правовой форме, как limited liability company - общество (компания) с ограниченной ответственностью, не относящаяся к корпорациям. Понятие «корпорация» в Америке используется в узком смысле, а именно: корпорация – это business corporation - предпринимательская, коммерческая организация. Основные виды корпораций: closely held corporation (аналог закрытого акционерного общества в РФ) и publicly held corporation (аналог открытого акционерного общества в РФ). Термин business corporation можно переводить и как «предпринимательская корпорация», и как «акционерное общество». Понятие корпорация в Соединенных Штатах не обладает, как в Англии, значением «юридическое лицо».
  3. Corporation – Company (Англия). Термин «корпорация» в Англии обозначает то же, что термин «юридическое лицо». В корпоративном праве страны более предпочтительно использовать термин body corporate, который действует в законах о компаниях - Companies Acts. Понятие «корпорация» выступает доктринальным, употребляется в правовых концепциях и учениях. Юридические лица (корпорации) являются corporations sole (единоличными) или corporations aggregate (коллективными). Коллективные корпорации включают registered companies (зарегистрированные компании), chartered companies («октроированные» компании) и statute companies («статутные» компании). Компания в Англии представляет собой видовое понятие, которое входит в широкое родовое понятие «корпорация», то есть юридическое лицо. В понятие зарегистрированной компании входят как коммерческие, так и некоммерческие организации.
«Различия корпоративного права в России и в мире» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Американская корпорация в отличие от английской, лишена различия между зарегистрированными, «статутными» и «октроированными» компаниями. По праву Соединенных Штатов, корпорация вмещает коммерческие (в узком смысле понятия «корпорация») и некоммерческие (в широком смысле понятия «корпорация») организации.

В Германии и Франции термин «корпорация» при классификации юридических лиц не используется. В Германии юридические лица подразделяются на учреждения и союзы, во Франции – на ассоциации и товарищества. В России юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Особенности создания корпораций

Процесс создания корпорации называется incorporation.

Incorporation – Registration (Англия). Incorporation - это создание корпорации, придание статуса юридического лица организации. В Англии присутствует целый ряд возможностей инкорпорации:

  • Grant of a Royal charter - предоставление королевской грамоты (октроирование).
  • Passage of an Act by Parliament - принятие индивидуальных актов Парламента.
  • Регистрация.
  • Акт лица (министерского ранга), которому делегировано Парламентом соответствующее полномочие.
  • Incorporation by prescription - судебный акт.

Регистрация по английскому праву является способом инкорпорации.

Для создания компаний обычно используют первые три способа инкорпорации. Четвертый способ применяется для создания других видов юридических лиц (жилищных трастов). Пятый способ является по сути решением суда о восстановлении статуса юридического лица организации, который был придан королевской грамотой, а потом утрачен (муниципальные корпорации).

Incorporation – Registration (Соединенные Штаты). Процесс создания корпорации, наиболее распространенной организационно-правовой формы юридического лица. Те партнерства, которые по корпоративному праву США юридическими лицами не являются, данным способом создаваться не могут.

От инкорпорации отличается formation – «образование», «учреждение», - процесс создания компаний с ограниченной ответственностью. Следовательно, юридические лица в США могут создаваться инкорпорацией и учреждением.

В США регистрация не распространяется на процесс создания организационно-правовых форм ведения деятельности, а только на выпуски ценных бумаг.

Кодексы корпоративного права

Глобализация экономики и мировые тенденции относительно унификации права приводят к необходимости и важности создания общих корпоративных норм. В 1999 году Организацией экономического сотрудничества и развития были представлены Принципы корпоративного управления, являющимися первыми основными стандартами практики корпорации. Они не дают конкретные рекомендации по разработке и созданию национальных законодательств и не носят обязательного характера.

Все рекомендации сгруппированы в разделы:

  • права акционеров;
  • одинаковое равное отношение к акционерам;
  • прозрачность и раскрытие информации;
  • роль в управлении корпорацией заинтересованных лиц;
  • обязанности правления.

Уже к концу 2002 года правительствами разных стран, международными организациями, различными крупными компаниями было принято порядка 90 кодексов корпоративного управления: Основные принципы и направления корпоративного управления (США, 1998 год); Обобщенный кодекс (Англия, 1998 год); Кодекс корпоративного управления (Германия, 2002 год); Кодекс корпоративного поведения (Италия, 1999 год). Кодексы корпоративного поведения в разных странах носят регулирующий характер.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 21.03.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot