Жизнь населения СССР в период Великой Отечественной войны
Период Великой Отечественной войны – это особый период в истории развития СССР, который пришелся на годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
Великая Отечественная война подвергла серьезному испытанию общественный и государственный строй страны. Внешние функции государства были направлены на создание антигитлеровской коалиции, отражение агрессии, организацию помощи странам, которые боролись за собственное освобождение от фашизма. Внутри страны усилия правительства были направлены на моральное и экономическое обеспечение ведения освободительной войны.
С началом войны были созданы чрезвычайные органы управления и власти, совершенствовались вооруженные силы.
Все народное хозяйство подчинялось удовлетворению нужд фронта. Вся промышленность была ориентирована на победу и оборону. Большая доля промышленных предприятий (около 1,5 тыс.) была эвакуирована в восточные районы страны. В небывало короткий срок на новом месте был налажен выпуск военной продукции.
Значительные нагрузки эвакуации по промышленности и населения, по снабжению фронта выдержал железнодорожный транспорт. Огромные усилия проявили крестьяне (женщины, подростки и старики) в вопросах снабжения страны продовольствием. Деятельность советских ученых была подчинена осуществлению важных народно-хозяйственных задач, направленных на оборону страны. Большой вклад в патриотическое воспитание внесли работники искусства и литературы.
Победы Красной Армии, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге значительно подняли дух советского народа, подняли авторитет Советского Союза, побудили страны запада (США, Англию, Японию и др.) укрепить военное сотрудничество с СССР.
Важными событиями стали:
- заключение двухстороннего договора с Англией и США;
- Тегеранская конференция;
- Ялтинская конференция.
Ялтинская конференция сыграла значительную роль в окончательном разгроме Германии и устройстве Европы в послевоенный период.
Переустройство государственного механизма в годы Великой Отечественной войны
С началом войны 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о военном положении. ЦК ВКП(б) и СНК СССР 29 июня обратились к советским и партийным органам с директивой, в которой излагалась программа мероприятий государства и Коммунистической партии по борьбе с фашизмом. В директиве указывалось, что партийные и государственные органы должны искоренить беспечность, чрезвычайно опасную в военных условиях, обеспечить укрепление государственной, общественной, трудовой и военной дисциплины, мобилизовать все силы на борьбу с фашизмом.
Перестройка государственного аппарата включала:
- усиление роли центральных государственных органов власти и управления;
- проведена определенная децентрализация, что было вызвано необходимостью быстро решать некоторые вопросы управления;
- изменилась структура управленческого аппарата, убраны некоторые подразделения параллельного действия, значительно сокращены штаты.
Свои полномочия сохранили высшие органы власти и управления СССР:
- Верховный Совет, Президиум Верховного Совета;
- Совет Народных Комиссаров;
- отраслевые, республиканские органы власти;
- местные органы власти и управления.
Государственный Комитет Обороны и временные чрезвычайные органы власти и управления опирались на аппарат Советов, конституционные органы.
Великая Отечественная война помешала проведению очередных выборов в Советы всех уровней. Президиум Верховного Совета СССР неоднократно на протяжении войны продлевал полномочия соответствующих Советов. В силу военной обстановки нарушались сроки созыва сессий Советов. К началу 1945 года из состава предвоенных местных Советов осталось меньше половины депутатов. За все годы войны сессии Верховного Совета созывались три раза (1942 г., 1944 г., 1945 г.).
В годы войны являлись полномочными такие сессии Советов, на которых было 2/3 наличного состава депутатов. Намного возросла роль женщин-депутатов. Усилилась роль исполнительных органов Советов, исполкомы осуществляли ряд исключительных полномочий Советов.
В восстановлении Советов на освобожденной территории большую роль сыграли специальные партийно-советские оперативные группы.
В условиях Великой Отечественной войны были объективно оправданны централизация государственного управления, значительное повышение роли узко-коллегиальных исполнительно-распорядительных органов.
Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны
Война обусловила усиление слияние, интеграцию государственного и партийного руководства различных уровней. Задачи военного времени было сложно решить традиционными методами государственного регулирования, которые выполнялись коммунистами в силу партийной обязанности, партийного долга и ответственности.
В деятельности Советов депутатов в первую очередь решалась функция организации защиты государства от внешнего врага.
В полномочия органов власти входили:
- военная мобилизация;
- создание резервов и отправке пополнений на фронт;
- материальное снабжение войск;
- оборонительное строительство;
- местная противовоздушная оборона.
Органы власти поддерживали организованность и порядок, следили за выполнением законов военного времени. Исполкомы осуществляли хозяйственно-организаторскую функцию, принимая активное участие в военной перестройке народного хозяйства, в обеспечении необходимых условий труда и жизни для населения городов, сел, областей.
Президиум Верховного Совета СССР в центре принимал важные правовые акты - указы о мобилизации, о введении военного положения, создании новых государственных органов (в том числе, чрезвычайных), о ратификации международных договоров, о структуре вооруженных сил и др.
Деятельность Совнаркома СССР во время войны значительно усилилась. Военно-хозяйственные вопросы решались совместно Совнаркомом и ЦК ВКП(б). Большое внимание уделялось новому порядку руководства военной экономикой.
Основной формой планирования стали хозяйственные планы – декадные, месячные, квартальные. Перевод экономики на военное производство завершился к 1943 году, после чего начался период общего подъема военного производства. В освобожденных от оккупантов территориях были разработаны и приняты планы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства.