Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальный контекст и особенности развития социально-гуманитарных наук на классическом этапе

Особенности классического этапа развития социально-гуманитарных наук

Замечание 1

Классический этап развития социально-гуманитарных наук (XVII - конец XIX в.) — это начальный этап их развития, характеризующийся представлением о человеке, как о родовом существе.

Структуру социально-гуманитарных наук впервые можно обнаружить у Аристотеля, который выделял: философию, экономику, политологию, филологию, историю, этику, искусствоведение, логику и психологию. Такое деление является актуальным по настоящее время.

В вопросах хронологических рамок существует две основные точки зрения на развитие классического этапа: если вопрос касается только гуманитарных наук, то есть наук о творческой, духовной деятельности человека, то этот этап длился с VI в. до н.э. (время возникновения в Древней Греции философии) до XIX века (период развития немецкой классической философии); если же учитывать и социальные науки, исследующие экономические, общественно-политические, правовые и иные сферы жизнедеятельности человека, то классический период существовал с XVI века до второй половины XIX в.

На вооружение в качестве методологии познания берутся естественно-научные методы, в частности, натурализм. Природные законы используются, как универсальный принцип объяснения относительных явлений (даже красоту и мораль пытались объяснить с помощью законов природы). В классический период приоритетным считается развитие математики и механики, что имело определенные последствия для всего последующего развития социально-гуманитарных наук.

Особенности классического этапа:

  • механистическая картина мира выполняет функцию естественнонаучной, физической и общенаучной картины миры;
  • развитие механики и математики обусловило появление эталона научного знания, определенного идеала, к которому в последствие стали стремиться науки об обществе;
  • научное знание о человеке и обществе строилось на основе механического естествознания;
  • в качестве методологии социально-гуманитарных наук утверждался натурализм;
  • доминирование принципа элементаризма (разложение предметов на более простые составляющие при игнорировании и непонимании функционально-генетических отношений и связей);
  • преобладание эмпирических методов познания;
  • наличие усредненного и внесоциального субъекта-исследователя, изучающе мир со стороны.
«Социальный контекст и особенности развития социально-гуманитарных наук на классическом этапе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для классического этапа характерны простота, стабильность, неизменность, линейность, точность, равновесие, наглядность и обратимость.

Понятие «человек» на классическом этапе развития социально-гуманитарных наук

Еще во времена античности было принято определять человека, как «двуногое бесперое существо» (Платон) или «политическое животное» (Аристотель). При этом в стороне остается анализ понятия идеального человека, в абстрактном понятии определяемого, как «человечность».

В центре внимания — абстракция человека, изучение его различных качеств, коррелируемых с ходом развития науки, техники, с процессом стандартизации производства и потребления.

Ч. Дарвин и его теория происхождения видов не предполагали рассмотрение социальных качеств человека, не исследовала его индивидуальные особенности. Социальные науки опирались только на естественные закономерности, где личность человека не рассматривалась. Такой подход наблюдался почти во всех социальных концепциях и теориях XIX века. В обобщенном образе человека не было места индивидуальным особенностям, динамике самоизменений, саморазвитию и самореализации, процессу их бытия.

В теории и практике права, в культуре, в характеристике человека и производства, в теории роли народных масс, как основной силы общественного развития, для человеческой индивидуальности, его страданий и радостей, таланта и мужества, его души не оставалось места.

Натурализм классического этапа развития социально-гуманитарных наук

Для натурализма характерны следующие черты:

  • природные закономерности приняты за универсальный и единственный принцип объяснения всех фактов и явлений;
  • принцип причинно-следственной связи в исследовании и изучении духовных явлений;
  • количественная оценка в изучении общества;
  • стремление к созданию и развитию единственно верной науки об обществе и человеке.

Гольбах и Ламетри используют понятия силы инерции, притяжения и отталкивания при характеристике человека. Данная стратегия прослеживается у Ш. Фурье и А. Сен-Симона.

Ш. Фурье указывал, что мир подчиняется только дум типам законов:

  • закон материального притяжения (Ньютон);
  • притяжение страсти, выступающее основным свойством природы человека.

Сен-Симон указывал, что наиболее важные суждения о политике должны и могут быть выведены из знаний физики, закон всемирного тяготения должен стать базой, основой новой философии, которая, в свою очередь, может стать основой новой политической науки, так как единственной наукой может быть классическая механика.

Первые движения в вопросах конструирования социальных наук в специальную сферу дисциплинарного знания, были взаимосвязаны с модернизацией образов, взятых из механической картины мира. О. Конт считал, что социология представляет собой социальную механику, ученый включал в нее представление об ее историческом развитии, которое является основной характеристикой любого общества. В концепции Конта общество рассматривается не как механизм, а как специальный организм, отдельные составляющие которого образуют целостность.

Дальнейшее развитие таких идей связано с имеем Г. Спенсера и его общей теорией эволюции, представлениями о развитии общества, как особой фазы эволюции мира. Ученый переносит в сферу социальных наук идею биологической эволюции, стремится выделить отдельные общие принципы эволюции, их специфические конкретизации в отношении социальных и биологических объектов. Идея общества как целостного организма должна учитывать факт, что люди как отдельные элементы социума обладают сознанием, разлитым по всему социальному агрегату, а не собранным в одном центре.

Дата написания статьи: 28.09.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot