Понятие социального партнерства в сфере труда
Социальное партнерство в сфере труда — это явление, включающее методы трудового права, способы разрешения трудовых споров, принципы трудового законодательства, формы и средства взаимодействия внутри трудовых коллективов, инструменты регулирования отношений, процедуры согласования, обеспечения и разграничения законных интересов в процессе возникновения социально-трудовых отношений.
Согласно Трудовому кодексу под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между представителями работников, работодателями, органами власти. Данная система направлена на обеспечение согласования интересов субъектов трудовых правоотношений и других отношений, связанных со сферой труда.
Целью социального партнерства — согласование интересов работодателей и работников по вопросам регулирования отношений в сфере труда путем установления государственных гарантий прав работников, создание условий, при которых реализуются в равной степени права работников и работодателей.
Принципы социального партнерства:
- равноправие сторон;
- уважение интересов всех сторон;
- содействие государства в развитии и укреплении социального партнерства, выстроенного на демократической основе;
- заинтересованность сторон в договорных трудовых отношениях;
- соблюдение трудового законодательства, нормативно-правовых актов, включающих нормы трудового права;
- добровольность принятия на себя обязательств сторонами;
- полномочность представителей сторон;
- обязательность выполнения договоров, трудовых соглашений, контроль за их выполнением;
- ответственность сторон за невыполнение договоров и соглашений.
Структура и формы социального партнерства
Социальное партнерство — это целостная система, устанавливающая основы регулирования отношений в сфере труда на разных уровнях:
- федеральном — в пределах всей Федерации;
- межрегиональном — между двумя и более субъектами РФ;
- региональном — в пределах субъекта Федерации;
- отраслевом — в отдельных отраслях;
- территориальном — в муниципальном образовании;
- локальный — между работодателем и работниками.
Статья 27 Трудового кодекса закрепляет следующие формы социального партнерства:
- коллективные переговоры по созданию проектов коллективных договоров, соглашений, их заключению;
- переговоры по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий прав работников, совершенствования норм трудового законодательства и других правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- участие работников в управлении организацией;
- участия представителей работодателей и работников в досудебном разрешении трудовых споров.
На практике широко используются такие формы социального партнерства, как: проведение предварительного рассмотрения проектов законов, нормативно-правовых актов в сфере трудового законодательства.
Кроме перечисленных в ст. 27 ТК форм социального партнерства, на практике могут быть использованы и иные формы, в частности:
- программы разного уровня в сфере труда, миграции рабочей силы;
- совместная деятельность по совершенствованию нормативно-правовой базы, гарантирующей развитие и функционирование системы социального партнерства;
- реализация и соблюдение между сторонами достигнутых договоренностей; взаимодействие с организациями и транснациональными корпорациями с участием иностранного капитала на принципах партнерства;
- обеспечение достоверной и полной информацией сторон социального партнерства, освещение в СМИ деятельности органов социального партнерства;
- взаимодействие всех уровней власти между собой при регулировании трудовых отношений.
Стороны социального партнерства
К сторонам социального партнерства относятся работодатели в лице уполномоченных представителей и наемные работники. Органы государственной власти и муниципального самоуправления выступают сторонами социального партнерства, если являются работодателями. Работники и работодатели могут реализовать свои права в сфере социального партнерства через представителей или самостоятельно. Представителями могут выступать: объединения профсоюзов и объединений, профсоюзные организации, которые предусмотрены уставами межрегиональных и общероссийских профсоюзов; другие представители.
Профессиональный союз — это общественное добровольное объединение граждан, которые связаны профессиональными и производственными интересами. Профсоюзы создаются для защиты и представительства социальных, трудовых прав работников. В соответствии с законодательством профсоюзы участвуют в регулировании трудовых отношений.
Первичная профсоюзная организация:
- представляет интересы работников при заключении, проведении и изменении коллективных переговоров;
- осуществляет контроль за выполнением договоров;
- представляет интересы работников в процессе управления организацией;
- участвует в рассмотрении трудовых споров.
Профессиональные союзы могут представлять законные интересы и права и тех работников, которые не являются членами профсоюза.
Представителями работодателя являются работодатели (индивидуальные предприниматели), руководители организаций, иные полномочные лица. Основанием для представительства выступают законодательные акты, уставы организации, учредительные документы, другие нормативно-правовые акты, выданная работодателем доверенность.
Представителями работодателей при проведении, изменении или заключении коллективных переговоров и соглашений, разрешении трудовых споров могут быть только объединения работодателей — некоммерческие организации, которые на добровольной основе объединяют работодателей для защиты прав и представительства интересов своих членов при взаимодействии с профсоюзами и органами власти.
Учредителями объединения работодателей являются два и более работодателей, объединений работодателей. Правое положение объединений работодателей устанавливается федеральным законодательством. Объединения работодателей создаются по отраслевому, межотраслевому, территориальному, территориально-отраслевому принципам.