Система административного законодательства и направления ее совершенствования
Систематизация законодательства — это процесс, направленный на совершенствование и упорядочение нормативно-правовых актов посредством их обработки, расстановки по заданным критериям и приведения в единую систему. Систематизация административного законодательства — это система законов, в которой содержатся нормы административного права.
Система источников административного законодательства — это взаимосвязанная совокупность нормативно-правовых актов, включающих нормы административного права. Характеристика системы административного законодательства включает ее главные элементы, принципы их взаимодействия.
Система источников административного права включает согласно федеративному устройству государства следующие группы правовых актов: местные, региональные и федеральные. Все акты, относящиеся к источникам административного права, подразделяются на законодательные и подзаконные. Отдельно выделяют международные договоры.
Административно-процессуальное и административное законодательство находятся в ведении РФ и субъектов Федерации. В сфере административного права издаются федеральные законы, нормативно-правовые акты субъектов РФ. Законодательные источники административного права, подзаконные источники должны следовать общему правилу, которое закреплено в Конституции РФ (ст. 15) — Конституция имеет прямое действие, высшую юридическую силу, применяется на всей территории страны. Законы и правовые акты, которые принимаются в России, не должны противоречить Конституции.
Основные направления деятельности по совершенствованию системы:
- укрепление взаимосвязи и повышение качества правовых норм;
- усиление роли законодательства в регулировании прав граждан, функционировании и формировании государственной администрации;
- принятие необходимых законов для проводимых реформ;
- устранение в административно-правовом регулировании пробелов.
Систему упорядочения административного законодательства можно трактовать в разных планах, как:
- совокупность процессов;
- функциональную структуру;
- определенную организованность, организацию материала, охваченного этими процессами или структурой;
- морфологию, на базе которой существует и сложилась рассматриваемая система.
Формы систематизации административного законодательства
В основе систематизации административного законодательства лежат нормы Конституции РФ, нормы отдельных федеральных законов, принятых по основным вопросам организации государственного управления, где происходит такая систематизация.
Основные формы систематизации административного законодательства:
- кодификация — высшая форма систематизации, предполагающая распределение административно-правовых норм в разные кодексы в зависимости от отраслей государственного управления или административно-правовых институтов; разные нормы при принятии кодексов и введении актов в действие подвергаются корректировке, изменению, упраздняются и т.д.;
- инкорпорация — это форма упорядочения норм права, основанная на принципе объединения вновь принятых норм с уже существующим правовым материалом;
- компоновка источников административного права по хронологии их принятия.
Кодификация осуществлена в отношении института административной ответственности. В РФ функционирует Кодекс об административных правонарушениях, кодифицированы административно-правовые нормы в некоторых отраслях государственного управления: таможенном деле, строительстве, бюджетной и налоговой системах и т.д.
В процессе инкорпорации нормы административного права объединяются в собрания, сборники, своды и т.п. в зависимости от сферы действия; систематизируются по темам и рубрикам без изменения содержания. В РФ на государственном уровне инкорпорацией занимается Министерство юстиции, научные организации, функционирующие при нем и специализирующиеся на систематизации норм разных отраслей права. Неофициальная инкорпорация осуществляется педагогами и учеными в целях упрощения деятельности с нормативным материалом.
Хронологическая систематизация административного законодательства происходит посредством публикации норм в официальных изданиях (Собрании законодательства РФ др.). Эта форма позволяет следить за динамикой, развитием административного законодательства, отслеживать изменения и дополнения, вносимые в действующие нормативно-правовые акты.
Методы систематизации административного законодательства
Методы систематизации административного законодательства:
- Классификационная систематизация. Осуществляется в соответствии с Классификатором правовых актов, который рекомендован федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации, органам прокуратуры, органами местного самоуправления для применения при создании банков данных информации в сфере права и при автоматизированном обмене правовой информацией.
- Компетенционная систематизация. Применяется в случае, когда устанавливается единый шаблон для принятия актов, которые определяют полномочия, функции и другие статусные элементы органов исполнительной власти. Такой шаблон закреплен в ряде Типовых регламентов (взаимодействия федеральных органов, их внутренней организации), Типовом плане противодействия коррупции.
- Регламентная систематизация. Гарантирует иерархическую завершенность правовых актов, функционирующих в структурах государственной администрации. Административные регламенты подвергаются тщательной юридической «огранке», проходят через процедуры антикоррупционной и юридической экспертизы, оценки фактического и регулирующего воздействия, общественного обсуждения. Данная деятельность направлена на систематизацию административных актов посредством устранения недозволенных приемов изложения форм, подтверждения их значимости для регулирования общественных отношений, унификации юридической терминологии.
- Методическая систематизация. Включает систематизацию о регистрации и надзоре (государственном контроле), техническом регулировании, лицензировании некоторых видов деятельности, защите конкуренции.
- Систематизация законодательства об административном принуждении. Меры административного принуждения неоднородны. Основное место в классификации занимают меры административного пресечения.