Система органов государственной власти
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации — это звено государственного аппарата управления, которое участвует в осуществлении конкретных государственных функций и наделено для этого соответствующими властными полномочиями.
Характерные особенности органа государственной власти субъекта РФ:
- создается и функционирует от имени государства;
- действует на основании законов и нормативно-правовых актов;
- выполняет характерные для него задачи и функции;
- обладает собственной компетенцией;
- характеризуется самостоятельностью и организационной обособленностью;
- наделен властными полномочиями (решения органа власти принимаются от имени государства и носят общеобязательный характер).
Наличие всех перечисленных признаков позволяет отнести какой-либо орган к государственным. Система всех государственных органов власти обладает сложной структурой, включает разные, иерархически соподчиненные звенья. По уровню деятельности выделяют органы власти субъектов и федеральные органы.
Субъекты РФ организованы по национальному и территориальному признаку (республики, автономные округа, автономная область, области, края, города федерального значения), всего имеется 85 субъектов РФ.
Любой субъект РФ обладает собственной системой органов государственной власти, которая согласно Конституции (ст. 77) субъектом устанавливается самостоятельно согласно с общими принципами создания, организации исполнительных и представительных органов государственной власти, определенными федеральным законом и основами строя, определенного Конституцией.
Федеративный характер РФ предполагает, что государственную власть реализуют федеральные органы и органы субъектов РФ. Эти уровни государственной власти тесно связаны между собой, обеспечивают единство государственной власти в стране. Для того, чтобы власть была демократически децентрализована, а федерализм — реальным, необходимо, чтобы субъекты РФ имели возможность реализовывать государственную власть через собственные органы, деятельность которых должна отвечать региональным условиям и положениям, общим принципам разграничения полномочий власти между субъектами РФ и самой Федерацией. Основы организации государственной власти в субъектах Федерации закрепляются Конституцией страны, а конкретные системы органов власти, соответствующие им – в конституциях субъектов.
Субъекты РФ должны соответствовать конституционным принципам:
- не обладают суверенитетом;
- не могут самостоятельно выйти из состава государства;
- граждане субъектов имеют равные права и обязанности;
- локальные нормативные акты субъектов не могут противоречить федеральному законодательству;
- отделение местного самоуправления от государственного;
- все субъекты на уровне федеральной власти равноправны;
- принцип разделения властей.
Принципы организации системы органов государственной власти субъектов Федерации
Принципы организации системы органов субъектов Федерации (ОГВС РФ) определяются Конституцией и соответствующим Федеральным законом.
Деятельность ОГВС России основана на принципах:
- верховенство Конституции и Федеральных Законов;
- территориальная и государственная целостность России;
- сохранение суверенитета на всей территории РФ;
- разделение властей;
- единство системы государственной власти;
- разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти РФ и субъектов Федерации;
- самостоятельная реализация своих полномочий.
Структура системы органов власти субъектов Федерации
Систему органов власти субъектов Федерации составляют: представительный, законодательный орган; высший исполнительный орган; другие исполнительные органы, предусмотренные уставом (конституцией) и законами субъекта Федерации. В соответствии с законами субъекта и уставом субъекта РФ в субъекте может создаваться конституционный, или уставный суд.
Структура, число депутатов, срок полномочий законодательного органа устанавливаются конституцией субъекта РФ, или его уставом. Депутаты избираются сроком не более 5 лет, не меньше 50 % депутатов должны быть избраны по пропорциональной избирательной системе. Законодательный орган принимает конституцию субъекта Федерации, ее законы, осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством конституцией, или уставом субъекта Федерации.
Гражданин РФ может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по решению законодательного органа госвласти субъектов Федерации, по представлению Президента. В случае, когда региональный парламент 3 раза отклоняет предложенную кандидатуру, то Президент может распустить его, а свои приказом назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица.
Высшее должностное лицо представляет соответствующий субъект Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами, органами власти РФ, органы муниципального самоуправления, формирует высший исполнительный орган субъекта, обнародует и подписывает законы субъекта Федерации, а также исполняет иные полномочия.
Высший исполнительный орган обеспечивает исполнение Основного закона страны, федерального законодательства, нормативно-правовых актов федерального уровня, законов и других актов субъекта Федерации на соответствующей территории, разрабатывает проект бюджета, распоряжается и управляет собственностью субъекта Федерации, управляет федеральной собственностью, которая передана в управление этого субъекта, формирует другие органы исполнительной власти.
Законодательный орган принимает участие в создании высшего исполнительного органа, утверждает и согласовывает назначение на должность некоторых должностных лиц высшего исполнительного органа. Президент РФ имеет право приостановить действие акта высшего должностного лица, акта исполнительного органа субъекта РФ, если они противоречат Конституции, Федеральным законам, международным обязательствам, или нарушает права и свободы человека.