Общая характеристика применения норм иностранного семейного права в РФ
Основополагающим аспектом, который нужно учитывать при исследовании вопросов семейного права является то, что рассматриваемая категория – семья, является с одной стороны, важнейшей ценностью в жизни каждого человека, а с другой – еще и основополагающим социальным институтом. Более того, в основе семейных отношений лежат глубокие межличностные связи, в связи с чем, вопрос о субъектном составе сторон семейных отношений не может поддаваться всесторонней правовой регламентации.
При этом нередки случаи вступления в брачно-семейных отношения лиц, гражданство (подданство) которых принадлежит к различным иностранным государствам. В такой ситуации, в регулировании семейно-правовых отношений может возникать коллизия между нормами национального законодательства каждого из супругов. Таким образом, нормы иностранного права в отечественном семейном праве не могут не применяться и не могут игнорироваться в процессе правоприменительной деятельности.
В этой связи, особенно важным представляется исследование процедуры применения источников иностранного семейного права к регулированию семейно-правовых отношений в процессе деятельности российских правоприменительных органов.
Установление содержания иностранного семейного права
Норма ст. 166 Семейного кодекса РФ законодательно формулирует мысль о необходимости для российский судов, органов ЗАГС и иных органов, например, органов опеки и попечительства, использующих в процессе своей деятельности предписания норм иностранного семейного права, установления действительного содержания таких норм.
Устанавливается соответствующее содержания путем официального толкования текста нормативно-правовых актов или их отдельных положений компетентными органами соответствующего иностранного государства – судебными органами, органами юстиции, и т.д., а также существующими в таком иностранном государстве практикой правоприменительной деятельности и семейно-правовой доктриной.
В то же время, при возникновении необходимости в установлении содержания норм иностранного судебного права, упомянутые выше российские органы ( суды, ЗАГС, иные) уполномочены обратиться в установленном порядке за содействиями и разъяснениями в Министерство Юстиции или иные компетентные органы, в том числе Министерство Иностранных Дел Российской Федерации.
Кроме того, для ускорения и упрощения процедуры работы с источниками иностранного семейного права, правоприменительные органы вправе привлекать для соответствующих целей специалистов в области зарубежного законодательства.
Помимо правоприменительных органов, оказать содействие в установлении действительного смысла и содержания иностранного законодательства могут сами заинтересованные лица, которые в обоснование заявляемых требований или возражений ссылаются на нормы зарубежного семейного права. Для этих целей, стороны рассматриваемых дел вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права.
Рассматривая вопрос об источниках иностранного семейного права, обязательно следует учитывать то, что его применение на территории нашей стране не является абсолютно обязательным.
Так, в силу прямого предписания нормы ст. 167 Семейного кодекса РФ, нормы иностранного семейного права не применяются на территории нашей страны, если такое применение противоречит основам отечественного правопорядка. Применению в таких случаях подлежит исключительно семейное законодательство РФ.
Под основами правопорядка, именуемого также публичным порядком, в нашей стране понимаются основополагающие, конституционно установленные, принципы национального права.