Понятие и общая характеристика религиозных норм права
Одними из древнейших регуляторов общественных отношений, возникших практически одновременно с обычаями и выступившими в качестве предпосылок современных правовых норм, признаются религиозные нормы.
Проводя характеристику религиозных норм, следует обратить внимание на то, что их отличает широкое разнообразие, обусловленное разнообразием существующих в настоящее время и существовавших исторически религиозных течений и направлений. Соответствующие религиозно-правовые предписания вытекают из сущности религиозных постулатов той или иной конфессии, и отличаются свойствами обязательности для всех последователей конкретного вероисповедания.
С точки зрения внешнего закрепления, источниками религиозных норм выступают разного рода священные писания, религиозные книги, в содержании которых отражаются обязательные запреты, обязывания, а также те или иные дозволения и предписания.
Сакральный характер религиозно-правовых норм предопределил их значительное влияние на жизнь общества в тех странах, где было сильно влияние самой религии. Более того, во многих странах религия по-прежнему сохраняет значительные позиции в упорядочении разнообразных сфер общественной жизни, однако нельзя не признать, что ее влияние постепенно ослабевает, и чаще всего сохраняется в силу существования многовековой традиции, а не почитания божества или страха перед божественной карой.
Таким образом, исходя из обозначенных признаков может быть сформулировано следующее определение религиозных норм:
Религиозные нормы – совокупность установленных в священных писаниях правил поведения, регламентирующих отношения верующих к богу и церкви, вопросы организации и функционирования религиозных организаций, а также общественные отношения, складывающиеся между верующими, а равно между верующими и иноверцами
Примеры норм мусульманского права
Переходя к непосредственной характеристике конкретных примеров религиозных норм, представляется целесообразным обратиться непосредственно к регулятивным нормам, воспринятым в рамках тех или иных конфессий.
Так, в мусульманском праве большое внимание уделено регулированию вопросов брака и семьи. При этом в числе конкретных норм, воспринятых в соответствующей сфере можно назвать:
- Для заключения брака достаточно согласия отца (опекуна) невесты;
- Особые правила о вероисповедании супруга: мусульманкам запрещено выходить замуж за немусульманина, а мужчинам разрешается вступать в брак с христианками или иудейками;
- Детально регламентированная процедура бракосочетания, состоящая из четырех этапов: сватовства, передаче невесты в дом жениха, свадебного торжества, фактического вступления в брачные отношения, после которого начатый процесс бракосочетания считается свершившимся;
- Запрет на вступление в брак с близкими родственниками;
- Допускается многоженство (до четырех жен);
- Отдельные правила о возрасте совершеннолетия (различаются у последователей отдельных течений ислама).
Наряду с брачно-семейными отношениями, нормами мусульманского права детально регламентировано вопросы уголовного права. Причем на религиозных догматах основано большинство уголовно-правовых вопросов, начиная с определения преступности и его тяжести.
В частности, нормами мусульманского права устанавливалось пять основных ценностей ислама: религия, жизнь, разум, продолжение рода и собственность. Значение выделения соответствующих категорий состоит в том, что посягательство на обозначенные ценности признавались наиболее тяжкими и закономерно влекли более серьезное наказание.
Также устанавливалась классификация видов преступных посягательств:
- Хадд – преступления, посягающие на, так называемые, «права Аллаха», то есть связанные с преступным нарушением основных ценностей ислама (вероотступничество, бунт, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, и т.д.);
- Тазир – деяния, ответственность за которые определяется по усмотрению суда (неисполнение религиозных обязанностей, взяточничество, нарушение мусульманской морали). В качестве меры ответственности за соответствующие деяния предусматривается применение устного порицания, телесных наказаний, штраф, и даже лишение свободы, однако они не назначаются в случае раскаяния виновного или прощения правонарушителя потерпевшим;
- Кисас – категория преступлений, охватывающая наибольшее число преступлений против личности, включая убийство и причинение вреда здоровью.
Примеры норм индуистского права
Еще одной религиозной правовой системой, сохраняющей большое значение в современном мире выступает индуистская правовая система, регулятивное воздействие которой распространяется, по различным оценкам на около 1 млрд последователей индуизма по всему миру.
Наиболее значимой и известной нормой индуистского права выступает утверждение о существовании данных от рождения социальных иерархических категорий, каждой из которых присуща собственная система прав, обязанностей и моральных догм.
В этой связи, также установлено, что каждому человеку надлежит себя вести в строгом соответствии с тем, как это предписано для его социальной касты.
При этом также следует обратить внимание на то, что индуистское право вобрало в себя множество древних обычаев, в связи с чем, нередко подчеркивается его обычный характер. Причем соответствующие обычаи весьма разнообразны, и каждая каста (подкаста) следует своим собственным традициям и обычаям в выборе форм каждодневного социального взаимодействия.
В индуистском праве также установлены нормы о том, что разрешение местных споров относится к ведению Собрания касты, с учетом мнения общественности. При этом соответствующему собранию принадлежат и значительные властные полномочия.
Нормативно предусматривается также определенный аналог аналогии права, в силу которого, при отсутствии определенной нормы по конкретному вопросу, индуистское право относит решение конкретного вопроса к полномочию судьи, разрешающего его по совести и справедливости.