Становление советского права (первая половина XX века)
Развитие советского права – это формирование, создание и развитие основ правовой системы с момента создания СССР и до перестроечного периода (90-ые гг. XX века).
Благодаря Конституции 1936 г. государственный строй СССР был приближен к системе парламентского типа. Законодательные и исполнительные органы четко отделялись друг от друга. Однако неоднозначное положение Президиума Верховного Совета нарушало монополию Верховного Совета в сфере законодательства. Создавались административные органы, которые наделялись судебными полномочиями. Указы Президиума Верховного Совета приравнивались к законам.
В управлении государством большую роль сыграла Коммунистическая партия. Решения ЦК ВКП(б) и другие партийные документы на практике имели силу законов. Характерной особенностью была практика принятия совместных нормативных партийно-государственных актов - постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР, которые предварительно утверждались Политбюро ЦК.
На становление права большое влияние оказала централизаторская тенденция. Значительная сфера общественных отношений регулировалась общесоюзным законодательством, которое практически полностью вытеснило республиканские законы. Советские республики стали прямо применять общесоюзные законы. Они вносили дополнения или изменения в собственное законодательство, которое, как правило, полностью повторяло общесоюзные нормы.
В правовой системе сложились новые отрасли права – колхозное и хозяйственное.
Основополагающим законодательным актом стала Конституция 1936 г. Однако многие положения Конституции требовали конкретизации в законодательной сфере союзных и автономных республик. В период с 1937 по 1938 гг. были приняты конституции союзных и автономных республик.
В республиканских конституциях наблюдалось единство исходных положений, а часто и прямое воспроизведение статей Основного Закона страны. Но они не были полностью идентичны, так как республиканские конституции учитывали исторические основы образования каждой республики.
Конституция 1936 г. определила экономическую основу Советского Союза, которую составили социалистическая собственность на средства производства и социалистическая система хозяйства.
Избирательное право
Все классовые ограничения, касающиеся избирательного права, были сняты. Исчезло неравенство городских и сельских избирателей. Для всех граждан нормы представительства теперь стали едиными.
Избирательных прав лишались только две категории лиц:
- лица, имеющие те или иные психические отклонения;
- осужденные лица, лишенные избирательных прав.
На обеспечение максимально полной явки избирателей направлялись все усилия комсомольских, партийных и профсоюзных органов. При этом, как правило, выдвигался только один кандидат, что исключало возможность какого-либо выбора.
Все выборы проводились избирателями непосредственно, так как от прежней многостепенности выборов страна отошла. Новые правила выборов укрепляло связь между избирателями и депутатами. Депутаты находились под постоянным контролем, к ним стали чаще обращаться граждане за помощью в разрешении житейских вопросов. Демократизм выборов значительно укреплял переход к тайному голосованию, что обеспечило избирателям свободное волеизъявление.
Был внедрен территориальный принцип организации выборов, по месту жительства (ранее использовался производственно-территориальный принцип). Выдвижение кандидатов проходило в учреждениях и на предприятиях.
Начиная с 1937 г., когда прошли первые выборы в Верховный Совет, все избирательные кампании проводились торжественно, как праздник. Подбиравшие кандидатов партийные органы пзаботитлись, чтобы в составе кандидатов были представлены разные социальные группы - интеллигенция, рабочие, крестьяне, различные возрастные категории, разные гендерные группы, коммунисты, беспартийные и т.д.
Финансовое право
Огромных расходов требовали индустриализация, коллективизация, культурная революция и построение новой Красной Армии.
Налоговая реформа 1930 - 1931 гг. обеспечила мобилизацию бюджетных средств. Все разнообразие сборов и налогов, взимаемых с предприятий, заменили двумя обязательными платежами:
- для всех социалистических предприятий – налог с оборота, взимался после реализации произведенной продукции, процент налога зависел от степени рентабельности предприятия;
- для государственных предприятий - отчисления от прибыли, взимались в определенном фиксированном проценте, но так, что с предприятия снималась практически вся прибыль (исключение составили лишь расходы, необходимые на социально-бытовые нужды работников и развитие производства).
Налоговая реформа во многом упростила взаимоотношения между государством и промышленностью, позволила сконцентрировать важнейшие доходы в центре, что в свою очередь, упростило помощь союзным республикам.
С 1930 г. повсеместно ввели сельские бюджеты, что позволило создать самостоятельную финансовую базу для сельских Советов. Колхозы были обязаны заключать договоры с МТС, расплачиваться зерном, натурой, которые поступал на государственные заготовительные пункты.
В 30-х гг. правительство страны провело конверсию государственных займов – обмен облигаций прежних займов на одну новую форму. Реформа позволила упростить обращение с облигациями и отсрочило их погашение.
Гражданское и хозяйственное право
Конституция 1936 года закрепила сложившиеся имущественные отношения, зафиксировала формы собственности, существующую в обществе.
Основной формой собственности являлась социалистическая, которая подразделялась на:
- Колхозно-кооперативную. Субъектами этой формы являлись предприятия промкооперации, совхозы и т. д. Имущественные отношения между отдельными кооперативами и государством строились на основе возмездности. Государство передавало кооперативам любое имущество за плату, а кооперативы, в свою очередь, за плату, продавали свое имущество.
- Государственную.
Конституция 1936 года ввела понятие личной собственности. Допускалась мелкая частная собственность – собственность кустарей и единоличников. Личная собственность граждан носила исключительно потребительский характер, частная собственность допускала возможность извлечения дохода, который являлся средством существования собственника. Частная собственность должна быть только мелкой и исключающей применение наемного труда.