Преступления в сфере экономической деятельности
Преступления в сфере экономической деятельности (СЭД) — это общественно опасные деяния, причиняющие ущерб или создающие реальную возможность причинения ущерба системе общественных отношений рыночного характера.
Общественная опасность преступлений в СЭД проявляется в том, что они посягают на законные интересы потребителей, предпринимателей, препятствуют добросовестной конкуренции, нарушают государственные интересы в сфере регулирования экономической деятельности.
К основным причинам совершения преступлений в экономической сфере относятся корыстные интересы должностных лиц, организованных преступных групп, стремящихся обогатиться за счет средств государства, формируемых в значительной степени за счет налогоплательщиков. Как правило, хищения совершаются в процессе или под видом законных хозяйственных операций, что впоследствии подрывает авторитет государственной власти, оказывают негативное влияние на социальную и экономическую обстановку в стране, способствуют развитию недовольства у населения.
Расследование преступлений в экономической сфере имеет ряд сложностей:
- при рассмотрении материалов доследственной проверки возникает трудность разграничения экономического преступления от гражданско-правовых отношений; следователь, еще до возбуждения уголовного дела, должен назначить ряд судебных экспертиз (криминалистических, экономических, бухгалтерских, финансовых и др.), позволяющих выяснить, существуют ли действительно признаки экономического преступления;
- правонарушители в сфере экономической деятельности, как правило, являются высококвалифицированными специалистами, обладающими глубокими познаниями в финансовой, экономической, правовой сферах, поэтому следственным органам необходимо постоянно углублять свои знания;
- в процессе расследования экономического преступления нужно выполнить значительный объем процессуальных действий, что затягивает сроки расследования на длительное время.
Классификация преступлений в СЭД
Преступлений в СЭД подразделяются:
- В зависимости от уголовно-правового состава выделяют следующие их виды: незаконная предпринимательская деятельности; хищения (присвоения, мошенничества или растраты); преступления в сфере налогообложения, в банковской сфере; преступления против интеллектуальной собственности; изготовление, перевозка, хранение, сбыт поддельных денежных средств, ценных бумаг; криминальные банкротства; легализация полученных преступным путем денежных средств и др.
- В зависимости от сферы совершения преступления выделяют преступления в банковской сфере; в бюджетной сфере; в сфере страхового бизнеса; в сфере рынка ценных бумаг; в сфере денежного обращения; в сфере предпринимательской деятельности; в сфере потребительского рынка; в сфере производства и оборота алкогольной продукции; в сфере незаконного оборота немаркированных товаров и продукции; в сфере оборота нефтепродуктов; в строительной деятельности; в сфере оборота контрафактной продукции; в сфере программного обеспечения; в сфере топливно-энергетического комплекса и др.
- В зависимости от способа выделяют преступления с использованием банковских карт, ценных бумаг, лжепредприятия; преступления посредством построения «финансовой пирамиды»; путем производства и реализации фальсифицированных товаров; с использованием ценных бумаг; с использованием товарных кредитов; путем подлога документов; с незаконным использованием компьютерных программ; с осуществлением кредитных операций и др.
- В зависимости от лица-потерпевшего выделяют преступления в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан.
Ученые криминалисты создают преимущественно частные методики расследования отдельных видов, подвидов, групп составов преступлений. Разработка базовых, родовых, комплексных криминалистических методик носит единичный характер.
Расследование преступлений в экономической сфере
При расследовании преступлений в экономической сфере следователь должен особое внимание уделить:
- исследованию бухгалтерских документов, позволяющих определить состояние обязательств, имущества, капитала организации в денежном выражении, их изменений;
- исследованию исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов для определения состояния, и изменения налоговых обязательств;
- исследованию финансового состояния и финансовых результатов деятельности для определения состояния и изменения финансовых показателей (финансово-аналитическая экспертиза и исследования);
- исследованию стоимости, позволяющее определить рыночную и иные виды стоимости, ее изменения.
К основным источникам информации о преступлениях в СЭД относятся: заявление потерпевшего лица; материалы из подразделений Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовым рынкам, данные от государственных контролирующих организаций и правоохранительных органов; информация, полученная при проведении оперативно-розыскных действий; данные проверки аудиторскими фирмами; материалы уголовных дел и др.
В зависимости от источника информации решается вопрос о порядке и последовательности проверочных действий, проведения мероприятий. В процессе проверочных действий проводится анализ и оценка собранной информации и материалов с точки зрения их достоверности и полноты, после этого принимается процессуальное решение.
Поведение проверки ограничено по срокам — 3 дня с возможностью продлить этот срок до 10 дней, при необходимости проведения документальных проверок и ревизий — до 30 дней (ст. 144 УПК). Основаниями для проведения дополнительной проверки выступают: не установление достаточных признаков преступления, неполнота проведенной проверки.
Во время первого следственного действия проводятся: допрос лиц, заметивших признаки преступного деяния, свидетелей; выемка и осмотр документов; допрос подозреваемых; наложение ареста на ценные бумаги, вклады в банках, имущество; назначение экономической, судебно-бухгалтерской, товароведческой и других судебных экспертиз.
Во время второго следственного действия (при неосведомленности субъектов преступления) важно максимально эффективно использовать эффект неожиданности. При этом проводятся такие действия, как: задержание подозреваемого лица; осмотр места происшествия; обыск, наложение ареста на имущество; выявление новых источников информации.