Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы публичного права

Государство как политико-управляющая система общества

Элементами государства, как политико-управляющей системы общества являются:

  • публичная власть;
  • правовое регулирование;
  • граждане;
  • территория;
  • государственные ресурсы;
  • границы;
  • официальное участие в делах мирового сообщества.
Замечание 1

Государственное управление – это механизм структурного и властного воздействия на людей и их деятельность, на функционирование учреждений и организаций и, как следствие, влияние на экономические, политические, социальные и другие процессы.

Эволюционные и реформаторские изменения в государстве благоприятствовали разработке концепции «хорошего управления», или «эффективного управления», подразумевающее одновременно и ответственное и транспарентное управление природными, человеческими, экономическими и другими ресурсами в целях устойчивого и справедливого развития.

В европейских и других странах для оценки его эффективности используются следующие показатели: экономического роста, качества жизни, качества демократии, управления, реализации прав граждан. В РФ применяются показатели эффективности работы федеральных, региональных органов исполнительной власти, муниципальных органов, муниципальных и государственных организаций и учреждений. Определяются показатели работы госслужащих. Наибольшую сложность вызывает определение видов работ, действий для их достижения, влияние на конечные результаты.

Восполнить пробелы помогают: развитие и становление института правового мониторинга, а также разработка и внедрение критериев эффективности закона. Однако в настоящее время необходимая корреляция еще не получена. Социальным мандатом публичной власти является служение государства обществу. На практике государство регулярно изменяет свои функции и роли, институты, что в свою очередь ведет к изменению оценивания его деятельности.

Индекс доверия к власти и властным структурам в последние годы весьма подвижен (как в России, так и в других странах), что отражает процессы внедрения и результаты реформ, их оценку гражданами. Существует два главных критерия, позволяющих судить гражданскому обществу об уровне развития государства и его функционировании – эффективность выполнения задач и функций государства.

«Проблемы публичного права» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тенденции развития государственного управления

В развитии современного государственно управления можно выделить ряд основных тенденций:

  • устойчивость трактовок государства, основная роль которого – управление самыми важными делами общества (это позволяет рассматривать государство несколько шире, чем просто властную структуру);
  • динамичное соотношение структуры функций, выполняемых государством и общественных функций, реализуемых негосударственными институтами (бизнес-структурами, общественными объединениями и др.);
  • демократические аспекты государственного управления, при котором механизм управления выступает в качестве своеобразного «служителя общества»;
  • демократизация управления посредством углубления информации о функционировании публичных органов, рост ответственности госслужащих за осуществление своих обязанностей;
  • расширение круга субъектов-участников государственного управления (государственные органы, муниципальные органы, бизнес-структуры, международные институты), определение их роли и места в механизме воздействия на разные процессы в обществе.

В сфере стратегических отраслей экономики, внешней политики и обороны, государство показало как устойчивость выполняемых функций, так и стремительную смену частных и публичных регуляторов в социально-экономических процессах. Как следствие, объем, задачи и методы государственного управления с началом рыночных реформ то резко уменьшаются, то стабилизируются, или в кризисные периоды – увеличиваются.

По-прежнему остается актуальным поиск обоснованных критериев выявления и оценки меры управляемости в различных сферах, а также степени соотношения децентрализации и централизации. Важной проблемой общества остаются бюрократизм и коррупция, подрывающие доверие к институтам власти и порождающие отчуждение.

Демократизация государственного управления

Демократизация государственного управления должна идти по двум направлениям:

  • изменение стиля деятельности государственных органов посредство развития доступности информации, гласности, усиления ответственности, общественного контроля, преодоления коррупции;
  • активизация участия граждан в процессах управления (гражданская инициатива, обращение, участие в публичных слушаниях и общественных обсуждениях и т.д.).

Для этого уже созданы многие институты, которые существуют в большей части как «документальные» основания, формально. Необходимо, чтобы они стали функционировать на практике.

В публичном праве наблюдается изменяющееся соотношение реальных и правовых ролей граждан. Реализация конституционного статуса происходит в соответствии с законами (трудовой, избирательный, образовательный и другие статусы) и отраслевыми кодексами.

В реальности граждане осуществляют не только «свои», но и «чужие» роли в соответствии со своими притязаниями и убеждениями. Необходимо искать пути уменьшения данной дистанции. При государственном управлении нужно учитывать полный спектр поведения и сознания людей, оказывать на них гибкое и ненавязчивое влияние.

Расширение круга субъектов-участников государственного управления выдвигает необходимость решения двух проблем: поиск наиболее оптимальных моделей формирования системы исполнительных органов, исключение дублирования, пробелов в их деятельности; упорядочение отношений органов публичной власти с организациями различных форм собственности. Уменьшение административных барьеров, поддержка бизнеса, социальное партнерство должны гармонично сочетаться с мерами контроля и регулирования.

Динамичные социально-экономические ситуации выдвигают требование нахождения оптимальной меры сочетания функций, объемов и методов их осуществления. Необходимо решать задачи в условиях разных ситуаций: реформируемых, стабильных, кризисных и преобразовательных. Поэтому необходимо определение меры сочетания деятельности стратегического планирования и экономического регулирования, сохранения саморегуляции, принятия целевых программ, расширение самостоятельности субъектов публичного права и сохранения контрольно-надзорного механизма.

Дата написания статьи: 15.04.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot