Государство как политико-управляющая система общества
Элементами государства, как политико-управляющей системы общества являются:
- публичная власть;
- правовое регулирование;
- граждане;
- территория;
- государственные ресурсы;
- границы;
- официальное участие в делах мирового сообщества.
Государственное управление – это механизм структурного и властного воздействия на людей и их деятельность, на функционирование учреждений и организаций и, как следствие, влияние на экономические, политические, социальные и другие процессы.
Эволюционные и реформаторские изменения в государстве благоприятствовали разработке концепции «хорошего управления», или «эффективного управления», подразумевающее одновременно и ответственное и транспарентное управление природными, человеческими, экономическими и другими ресурсами в целях устойчивого и справедливого развития.
В европейских и других странах для оценки его эффективности используются следующие показатели: экономического роста, качества жизни, качества демократии, управления, реализации прав граждан. В РФ применяются показатели эффективности работы федеральных, региональных органов исполнительной власти, муниципальных органов, муниципальных и государственных организаций и учреждений. Определяются показатели работы госслужащих. Наибольшую сложность вызывает определение видов работ, действий для их достижения, влияние на конечные результаты.
Восполнить пробелы помогают: развитие и становление института правового мониторинга, а также разработка и внедрение критериев эффективности закона. Однако в настоящее время необходимая корреляция еще не получена. Социальным мандатом публичной власти является служение государства обществу. На практике государство регулярно изменяет свои функции и роли, институты, что в свою очередь ведет к изменению оценивания его деятельности.
Индекс доверия к власти и властным структурам в последние годы весьма подвижен (как в России, так и в других странах), что отражает процессы внедрения и результаты реформ, их оценку гражданами. Существует два главных критерия, позволяющих судить гражданскому обществу об уровне развития государства и его функционировании – эффективность выполнения задач и функций государства.
Тенденции развития государственного управления
В развитии современного государственно управления можно выделить ряд основных тенденций:
- устойчивость трактовок государства, основная роль которого – управление самыми важными делами общества (это позволяет рассматривать государство несколько шире, чем просто властную структуру);
- динамичное соотношение структуры функций, выполняемых государством и общественных функций, реализуемых негосударственными институтами (бизнес-структурами, общественными объединениями и др.);
- демократические аспекты государственного управления, при котором механизм управления выступает в качестве своеобразного «служителя общества»;
- демократизация управления посредством углубления информации о функционировании публичных органов, рост ответственности госслужащих за осуществление своих обязанностей;
- расширение круга субъектов-участников государственного управления (государственные органы, муниципальные органы, бизнес-структуры, международные институты), определение их роли и места в механизме воздействия на разные процессы в обществе.
В сфере стратегических отраслей экономики, внешней политики и обороны, государство показало как устойчивость выполняемых функций, так и стремительную смену частных и публичных регуляторов в социально-экономических процессах. Как следствие, объем, задачи и методы государственного управления с началом рыночных реформ то резко уменьшаются, то стабилизируются, или в кризисные периоды – увеличиваются.
По-прежнему остается актуальным поиск обоснованных критериев выявления и оценки меры управляемости в различных сферах, а также степени соотношения децентрализации и централизации. Важной проблемой общества остаются бюрократизм и коррупция, подрывающие доверие к институтам власти и порождающие отчуждение.
Демократизация государственного управления
Демократизация государственного управления должна идти по двум направлениям:
- изменение стиля деятельности государственных органов посредство развития доступности информации, гласности, усиления ответственности, общественного контроля, преодоления коррупции;
- активизация участия граждан в процессах управления (гражданская инициатива, обращение, участие в публичных слушаниях и общественных обсуждениях и т.д.).
Для этого уже созданы многие институты, которые существуют в большей части как «документальные» основания, формально. Необходимо, чтобы они стали функционировать на практике.
В публичном праве наблюдается изменяющееся соотношение реальных и правовых ролей граждан. Реализация конституционного статуса происходит в соответствии с законами (трудовой, избирательный, образовательный и другие статусы) и отраслевыми кодексами.
В реальности граждане осуществляют не только «свои», но и «чужие» роли в соответствии со своими притязаниями и убеждениями. Необходимо искать пути уменьшения данной дистанции. При государственном управлении нужно учитывать полный спектр поведения и сознания людей, оказывать на них гибкое и ненавязчивое влияние.
Расширение круга субъектов-участников государственного управления выдвигает необходимость решения двух проблем: поиск наиболее оптимальных моделей формирования системы исполнительных органов, исключение дублирования, пробелов в их деятельности; упорядочение отношений органов публичной власти с организациями различных форм собственности. Уменьшение административных барьеров, поддержка бизнеса, социальное партнерство должны гармонично сочетаться с мерами контроля и регулирования.
Динамичные социально-экономические ситуации выдвигают требование нахождения оптимальной меры сочетания функций, объемов и методов их осуществления. Необходимо решать задачи в условиях разных ситуаций: реформируемых, стабильных, кризисных и преобразовательных. Поэтому необходимо определение меры сочетания деятельности стратегического планирования и экономического регулирования, сохранения саморегуляции, принятия целевых программ, расширение самостоятельности субъектов публичного права и сохранения контрольно-надзорного механизма.