Источники публичного права
Важнейшей характеристикой любой системы, подсистемы или отрасли права выступает категория источников правового регулирования тех общественных отношений, которые составляют предмет соответствующего системного юридического образования.
Применительно к публичному праву, как обширному элементу национальной правовой системы, изучение источников также обладает значительной актуальностью.
Традиционно изучение публичного права проводится путем его сопоставления и сравнения с характеристикой частного права. Применительно к источникам, одной из основных особенностей в данной сфере выступает то, что составляющие предмет публичного права общественные отношения не могут регулироваться посредством заключения частных договоров и соглашений.
Это обусловлено тем, что, как известно, стороны публичных правоотношений не обладают признаком юридического равноправия, а всегда находятся в отношениях власти и подчинения (поскольку одной из сторон выступает государство, в лице его органов или должностных лиц). Кроме того возникновение публично-правовых отношений не характеризуется признаком свободного волеизъявления его участников, а происходит в строго установленном (а нередко и принудительном) порядке.
В целом, характеризуя систему источников современного публичного права можно представить ее в виде совокупности следующих элементов:
- Общегосударственные нормативные правовые акты прямого действия: Конституции, законы, указы, постановления, принимаемые уполномоченными органами государственной власти или в рамках референдума, в порядке, установленном действующим национальным законодательством. Значение данной группы источников публичного права состоит в том, что будучи принятыми от имени субъектов, обладающих властными полномочиями (в том числе от имени народа, применительно к Конституции), нормы соответствующих актов выступают своего рода основой для формирования национальной правовой системы;
- Нормативно-правовые акты программного значения – такие акты, содержание которых посвящено провозглашению направлений государственного развития, целей государства, партии или общественного движения, либо принципы политического и социально-экономического реформирования государства в долгосрочной перспективе. Подобным источником публичного права выступают, например, декларации;
- Нормативные публично-правовые договоры – источники публичного права, принимаемые путем заключения соглашения между государством, в лице его официальных представителей и носителем определенных властно-регулятивных полномочий, например – государственной корпорации, профессионального союза, ассоциации и т.д.
- Источники международного права – поскольку в числе отраслей публичного права наряду с теми, предмет правового регулирования которых составляют внутригосударственные общественные отношения, выделяются отрасли международного публичного права, к числу источников публичного права принято относить общепризнанные принципы и нормы международного права, посредством которых происходит урегулирование международные отношений между государствами и правительственными международными организациями.
Принципы публичного права
Принципы публичного права – это устанавливаемые в нормах действующих нормативно-правовых актах основополагающие общепризнанные начала и идеи, в которых отражаются закономерности развития и реализации публично-правовых отношений, в рамках которых реализуется публичный интерес.
В юридической доктрине принципы публичного права подразделяются по различным основаниям на относительно самостоятельные группы. При этом одной из наиболее распространенных классификаций выступает выделение трех основных групп принципов публичного права:
- Общеправовые принципы публичного права – принципы, актуальные для всей правовой системы в целом: законность, гуманизм, равенство прав и свобод человека и т.д.;
- Принципы публичного права, как самостоятельного системного образования – принцип приоритета публичных интересов, ограничения государственного произвола, преобладания императивных норм в правовом регулировании публичных правоотношений, централизации правового регулирования, принцип ответственности должностных лиц и т.д.
- Принципы отраслей и институтов публичного права – принципы, характеризующие основные начала правового регулирования в отдельных публично-правовых сферах, например – принципы судопроизводства: принцип осуществления правосудия только судом, гласности, непосредственности судебного разбирательства, национального языка; принципы в сфере установления налогов и сборов: принцип единства налоговой системы, определенности налогообложения и т.д.
Публичный интерес как признак публичного права
Характеристика публичного права традиционно проводится путем характеристики его особенностей и признаков. Так, одним из основных общепризнанных рассматриваемой системы права выступает публичный интерес, предопределяющий особенности предмета и метода правового регулирования в публичном праве.
В целом, публичный интерес – это собирательная категория, составными элементами которой выступают:
- Общегосударственные и общесоциальные интересы;
- Соображения национальной безопасности;
- Интересы наций, народностей, больших социальных групп;
- Интересы хозяйствования и экономического развития;
- Интересы обеспечения экологического благополучия;
- Региональные и местные интересы (особенно актуально для стран с федеративной формой политико-территориального устройства) и т.д.
В наиболее общем виде, публичный интерес находит свое отражения в государственной Конституции, выступая, тем самым, образующей основой для построения национальной правовой системы, в том числе системы публичного права.