Понятие форм прокурорского надзора
Под прокурорским надзором понимают одну из форм государственной деятельности, целью которой является обеспечение единого понимания и применения законодательства.
Под формой прокурорского надзора принято понимать правовые средства, которые использует прокурор с целью выполнения возложенных на него обязанностей.
Средства прокурорского надзора
Средствами прокурорского надзора принято считать действия, правовые акты, которые использует прокурор посредством вытекающих из него обязанностей, с целью решения возложенных на него задач.
Полномочия прокурора определены законом и иными нормативными актами, которые предоставляются ему с целью реализации задач, стоящих перед прокуратурой. Права прокурора, определенные нормативными актами, одновременно являются его обязанностями.
Все полномочия прокурора можно разделить на две категории:
- Общие полномочия, которые характерны для всей отраслей прокурорского надзора;
- Особенные полномочия, которые применимы, лишь в отдельных областях прокурорской деятельности.
Всей полнотой полномочий может обладать Генеральный прокурор.
Правовые средства чаще всего находят выражение в методах прокурорского надзора. Здесь следует пояснить, что многие современные исследователи вместо термина «правовые средства» используют понятие «методы надзора».
Акты прокурорского надзора
Главным правовым средством прокурорского надзора считается акт прокурорского надзора.
Под актом прокурорского надзора понимают предусмотренное современным законодательством средство правовой реализации полномочий прокурора.
Акты прокурорского надзора, в соответствии с законом, можно разделить на следующие категории:
- протест;
- представление;
- постановление;
- предписание;
- официальное предупреждение;
- заявление прокурора в суд о признании акта недействительным;
- указание прокурора о производстве какого-либо следственного или иного процессуального действия;
- протокол об административном правонарушении;
- заключение.
Рассмотрим отдельные акты прокурорского надзора подробнее.
Протест как форма прокурорского надзора
Под протестом понимают акт прокурорского надзора, выносимый прокурором/заместителем прокурора по поводу правовых актов, противоречащих вышестоящему законодательству.
Помимо этого прокурор может подать протест на устные распоряжения или бездействия уполномоченных лиц, однако данные случае на практике редки.
Протест как форма прокурорского надзора не может быть использован на стадиях предварительного следствия, дознания, во время досудебного производства.
Особенностью протеста является отсутствие привязки его ко времени, то есть, нет четких временных рамок после выхода закона об его опротестовании. Таким образом, протест выносится в момент важный для применения законодательства на практике.
Согласно современному законодательству протест может быть вынесен прокурором либо его заместителем, однако, существует рад исключений из данного правила:
- Помощники прокурора могут выносить протесты, если принимали активное участие в гражданском процессуальном разбирательстве;
- Надзорные протесты имеют право выносить только прокуроры вышестоящих прокуратур.
Опротестование акта, который имеет незаконные основания, исключения составляют решения суда, должно быть рассмотрено не позднее десяти дней с момента подачи протеста и сообщено прокурору о принятом по нему решении.
Вынесение протеста приостанавливает действие того акта по которому он рассматривается до вынесения решения по рассматриваемому делу.