Периоды развития государственности в Древней Индии
Проводимые в Северо-Западной Индии раскопки свидетельствуют о присутствующих уже в IV в. до н. э. на данных территориях общественно-политических процессах. Вокруг крупнейших центров Махенджо-Даро и Харапп сосредотачивались орошаемое земледелие, ремесленное производство и торговля. Это были в определенном смысле города-протогосударства, ведшие между собой постоянную борьбу за первенство.
В истории Древней Индии выделяют несколько периодов развития государственности:
- Первый период - древний, или ведический (IV- пер. пол. II в. до н. э.). Основные сведения о данном периоде изложены в ведах – источниках литературно-религиозного характера.
- Второй период (втор. пол. II - пер. пол. I в. до н. э.). Завоевание индийских земель арийскими племенами. Арии ввели свое общественное деление всего населения на особые сословия - варны. Наивысшее положение занимали жрецы или брахманы. К сословию кшатрии относились знатные воины, а к вайшьи – торговцы и крестьяне. Шудры занимали относительно низкое положение.
- Третий период - магадхо-маурийский (втор. пол. I в. до н.э. - II в. до н.э.). В Северной Индии сформировано сильнейшее государство с центром в городе Магатха, правила в котором династия Маурья. После ухода войск Александра Македонского Чандрагупта возглавил в Северной Индии освободительное движение и в 318 году до н.э. создал новое сильное государство, просуществовавшее вплоть до II в. до н.э.
Процесс возникновения государства на территории Древней Индии происходил на протяжении длительного времени вследствие разложения родоплеменной организации у дравидов (коренного населения), а позже у ариев (завоевателей).
Причины возникновения государства в Древней Индии
Одной из основных причин возникновения государственности в Древней Индии является внешняя причина – завоевание территорий Индии арийскими племенами. Дравиды, коренное темнокожее население ее территорий, было завоевано пришедшими с севера светлокожими ариями. Это обусловило все дальнейшее развитие государственности, общества и права в Древней Индии.
С большой степенью достоверности политическую историю Индии можно изучать лишь начиная с третьего периода формирования индийского общества. К этому времени относятся знаменитые письменные источники, характеризующие политическое устройство Древней Индии: «Арт-хашастра» (Каутилье), законы Ману (дхармашастра, составленная брахманами Индии). Данные источники предоставляют основные сведения о государственном и общественном строе, основных институтах разных отраслей права, правовом статусе царя.
На территории Индии в I в. до н. э. появляются правители – раджи или цари. Это период начала создания первых сильных государств, что оказало положительное влияние на дальнейшее развитие торговых связей, экономики, развитию культуры и государственности. К концу IV в. до н. э. в Индии сформировалась уже достаточно сильная империя и культура, дошедшая до наших дней с небольшими изменениями
Общественно-политическое устройство индийского государства
Разложение первобытнообщинного строя, дальнейшее развитие имущественного и общественного неравенства способствовало появлению разных сословий, именуемых варны.
Свободное население стали делить на группы, которые были неравны по правам, обязанностям, общественному положению. Законы Ману определяли существование следующих варн: брахманы - члены жреческих родов; вайшьи – полноправные свободные общинники; кшатрии – военная аристократия; шудры - неравноправные члены общества, низшая варна.
Образ жизни каждого сословия описывался в дхармах – специальных законах. Со временем сословия становились все более и более замкнутыми, запрещался переход из одной варны в другую. В Древней Индии рабство было неразвито, так как параллельно рабовладельческим отношениям сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Труд рабов в экономике страны играл незначительную роль.
Государство возглавлял раджа, он стоял во главе государственного аппарата, обладал полнотой законодательной власти, являясь верховным судьей, главой фискальной администрации. Царь назначал приближенных государственных чиновников и издавал эдикты. В Индии строго соблюдался принцип наследования. Наследником престола становился одни из сыновей царя, которого часто назначали еще при жизни последнего.
Значительную роль при дворе играл царский жрец, чья принадлежность к брахманскому роду была обязательной. При царе работали советы:
- царский совет;
- совет царских сановников;
- тайный совет.
Основным источником процветания государства выступали грабеж и войны соседних территорий. Царь был главнокомандующим армией, к нему переходила большая часть награбленного, оставшееся солдаты делили между собой.
В административно-территориальном делении выделяли четыре основные провинции, обладающие особым статусом (в частности, большей автономией) и которыми управляли царевичи. Также выделяли обычные провинции, округа, области и деревни.
В Древней Индии функционировали две системы судов – царские и внутриобщинные, или кастовые. Высшая судебная инстанция – царский суд, в котором принимали непосредственное участие царь, брахманы и советники. Царь, в качестве высшего судьи ежегодно мог объявлять амнистии. Большую часть дел рассматривали общинные кастовые суды.
К источникам права в Древней Индии относились:
- священные книги индусов I и II тыс. до н.э. – Веды;
- дхармасутры - комментирующие Веды правовые трактаты;
- дхармашастры - созданные на основе дхармасутр труды периода империи Маурьев;
- артхашастры - светская литература о политике и праве времен империи Маурьев;
- ньяя - акты правителей империи Маурьев;
- традиции и обычаи.