Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Предмет и методы уголовного процесса

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Предмет и методы уголовного процесса
Содержание статьи
Определение 1

Под уголовным процессом может пониматься:

  • уголовно-процессуальная деятельность как разновидность правоприменения;
  • совокупность норм уголовно-процессуального права;
  • отрасль научного знания;
  • учебная дисциплина.

В каждом из этих значений уголовный процесс может быть охарактеризован через свой предмет и методы (в философском и юридическом смысле).

Предмет – вещь, явление или состояние, на осмысление которых направлено рассуждение.

Метод – способ познания предмета.

Уголовный процесс как деятельность

Под уголовно-процессуальной деятельностью понимается урегулированная законом совокупность активных действий и решений участников уголовного процесса. Уголовный процесс осуществляется при широком усмотрении правоприменителей – дознавателей, следователей, прокуроров, суда и пр. Отношения, возникающие между участниками в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности, называются уголовно-процессуальными.

В уголовном процессе как властной деятельности можно выделить общий и частные предметы:

  1. Общий предмет – это то, по поводу чего возникает уголовный процесс, а именно предполагаемое совершение лицом уголовно-наказуемого деяния. Уголовный иск формируется стороной обвинения и рассматривается судом, который вправе как признать лицо виновным, так и оправдать его.
  2. Частный предмет – это сопутствующие принятию решения по вопросу виновности отношения: применение мер пресечения, рассмотрение ходатайств и жалоб. В своей совокупности деятельность по сопутствующим процессу вопросам позволяет соблюсти баланс частных и публичных интересов.

Метод уголовно-процессуальной деятельности сочетает в себе публичные и диспозитивные начала:

  • публичный метод проявляется в закреплении обязанностей участников процесса, невозможности их действовать по собственному усмотрению, а обязательности предписаний закона (например, отмена приговора при наличии безусловных оснований, освобождение из-под стражи при превышении сроков ареста);
  • диспозитивный (дискреционный) метод означает, что участники процесса в некоторых случаях могут проявлять свою юридически значимую волю (например, при принятии процессуальных решений, заключении досудебных соглашений, примирении сторон, отказе прокурора от обвинения).

Готовые работы на аналогичную тему

Иногда говорят и том, что метод уголовного процесса как вида деятельности – состязательный: стороны, представляющие разные позиции по одному вопросу (виновности, необходимости применения мер пресечения), представляют свои доводы независимому арбитру – суду, который вправе по собственному усмотрению разрешить спор сторон.

Уголовный процесс как отрасль права

Будучи совокупностью правовых норм, уголовный процесс также характеризуется предметом и методом регулирования.

В качестве предмета регулирования выступают однородные по своей природе общественные отношения, возникающие в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности (как по рассмотрению обвинения, так и по частным вопросам судопроизводства). Следовательно, предмет отрасли уголовно-процессуального права – уголовно-процессуальные отношения между участниками процесса, в рамках которых субъекты имеют права и обязанности и несут уголовно-процессуальную ответственность.

В рамках отрасли уголовного процесса используются методы дозволения, обязывания и запрещения:

  • метод дозволения – когда участники процесса вправе по своему усмотрению совершать определенные действия и принимать решения. Дозволение для властных участников процесса также именуется дискрецией, или усмотрением;
  • метод обязывания – когда участники процесса обязаны совершить определенные законом действия или принять решения. К примеру, суд, в который дело направлено по подсудности, обязан принять его к рассмотрению; при производстве обыска следователь обязан предъявить судебное решение, санкционирующее это следственное действие;
  • метод запрещения – когда участники не вправе совершать определенных действий. Так, закон не допускает в ходе допроса задавать наводящие вопросы, допрашивать лиц, обладающих свидетельским иммунитетом.

Сочетание императивных и диспозитивных методов в нормах уголовно-процессуального права позволяет сделать вывод, что данная отрасль является публичной, т. е. в ней преобладают властные предписания, а не усмотрение сторон.

Уголовный процесс как наука и учебная дисциплина

Уголовный процесс как наука и учебная дисциплина направлен на научное осмысление уголовно-процессуальной деятельности и регулирующих ее уголовно-процессуальных норм, он представляет собой совокупность теорий, доктрин, школ, концепций, научных взглядов на сущность процесса в целом и отдельных его институтов.

В рамках науки уголовного процесса используется широкий арсенал методов:

  • мировоззренческие (метафизика и диалектика, материализм и идеализм);
  • общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, эксперимент);
  • частнонаучные (исторический, системный);
  • собственно-юридические (методы толкования, формально-юридический, сравнительно-правовой).
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис