Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Правовое регулирование защиты прав потребителей

Основные права потребителя

Каждый день гражданам приходится покупать какие-то товары и услуги. В ситуациях, когда экономика очень нестабильна, покупателю трудно самостоятельно отстаивать свои права и интересы.

Особое место в системе гражданско-правовых отношений занимает сфера защиты прав потребителей. Ее специфика заключается в том, что данная правовая область регулирует потребительские отношения. Специфика субъектного состава этих правоотношений является основанием для выделения их в особую группу гражданско-правовых отношений.

Термин «потребитель» обычно трактуется как «лицо, которое покупает товары или услуги для непосредственного использования или владения, а не для перепродажи или использования в производстве». До середины 20 века потребители не имели особых прав как по отношению к продавцам, так и по отношению к их товарам. У потребителей было гораздо меньше способов и методов защитить себя от некачественных товаров и услуг, включая защиту от слишком навязчивой рекламы. Но к 1950-м годам появилось движение под названием консьюмеризм. Его участники начали добиваться расширения прав потребителей и их правовой защиты от злонамеренных действий производителей товаров и поставщиков услуг в отношении потребителей.

Определение 1

Потребитель - это участник социально-экономических отношений, который в первую очередь заинтересован в защите своих потребительских прав

В соответствии с российским законодательством существуют следующие права потребителя:

  • право на получение товаров и услуг надлежащего качества;
  • право на получение достоверной информации о товарах и услугах;
  • право на безопасность товаров и услуг;
  • право на замену, если товар или услуга оказались ненадлежащего качества;
  • право на возмещение ущерба, который потребитель понес в связи с тем, что ему был продан товар ненадлежащего качества или оказана услуга ненадлежащего качества.

Нормативное регулирование защиты прав потребителей

Помимо Гражданского кодекса Российской Федерации отношения в области защиты прав потребителей регулируются специальным законом - Законом РФ от 07. 02. 1992 N 2300-1 (ред. от 11. 06. 2021) «О защите прав потребителей». Также к правовым источникам в этой сфере относятся и иные нормативные правовые акты разных уровней. Таким образом, можно сказать, что законодательство о защите прав потребителей – это целый комплекс разноотраслевых нормативных актов. Главной специфической чертой этого блока законодательства является его узкая направленность.

«Правовое регулирование защиты прав потребителей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Содержание гражданского правоотношения — это главный элемент, который содержит субъективные права и обязанности. Определение «субъективные» были ими получены в связи с тем, что они принадлежат определенным участникам возникших гражданских правоотношений и, таким образом, отличаются от гражданских прав и обязанностей в объективном смысле.

Содержанием правоотношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, являются субъективные права и обязанности потребителей и их контрагентов (продавцов, изготовителей, импортеров и т. д.).

Однако, не урегулированы на законодательном уровне гражданско-правовые отношения граждан с организациями, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в таких организациях. Но несмотря на это, законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг.

Способы защиты прав потребителей

Перечень принимаемых мер по защите прав потребителей широк и нуждается в особой интерпретации. Государству необходимо создать эффективные формы защиты прав потребителей, чтобы обеспечить их защиту.

В теории права существуют различные механизмы защиты нарушенных прав потребителей. Гражданин вправе защищать свои права и интересы как в судебном, так и во внесудебном порядке. Этот выбор принадлежит полностью лицу, чьи интересы затронуты.

Законом предусмотрена возможность подачи заявления в суд потребителем, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей защиты и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальных органов), Органов местного самоуправления, Общественных объединений потребителей (их объединений, союзов) по искам, предъявленным в интересах потребителя, группы потребителей.

Внесудебный порядок защиты нарушенных прав означает, что потребитель может подать претензию непосредственно продавцу, не обращаясь в суд с исковым заявлением. Эта процедура предусмотрена с целью обеспечения того, чтобы стороны самостоятельно разрешили конфликт, и продавец добровольно удовлетворил требования потребителя.

Дата написания статьи: 10.10.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot