Понятие товарного знака и знака обслуживания
Товарный знак — это буквенное, графическое, либо представляющее собой комбинацию слов и изображения обозначение, которое призвано индивидуализировать товары, произведенные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Основной целью создания товарных знаков и знаков обслуживания является индивидуализация товаров и услуг, предоставляемых потребителю, и защита покупателя от недобросовестных производителей. Все товарные знаки подлежат государственной регистрации, в результате которой выдается сертификат товарного знака. Понятие товарный знак в разговорной речи часто подменяется иными, схожими, с точки зрения обывателя, терминами: торговая марка, фирменная эмблема, логотип, бренд, фирменный знак. Данные термины в российской экономике не представлены, поэтому юридически правильно называть их товарным знаком.
В законе «О товарных знаках и знаках обслуживания» предусмотрено следующее определение: товарный знак и знак обслуживания — это обозначение, способствующее отличию товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.
Товарный знак может быть, представлен для регистрации в любой графической форме: буквенной, изобразительной, цифровой, трехмерной. К характеристикам товарного знака относят определенную форму знака, его цвет или сочетание различных цветов и другие отличительные черты обозначения и их комбинации, смысловые символы, изображения животных, птиц, предметов, вещей, явлений и т. д. Допускается использование любых запоминающихся, лаконичных графических элементов. Сочетание рисунков, буквенных или цифровых и других элементов относят к комбинированным товарным знакам.
Законодательство допускает регистрацию коллективного знака. Коллективный знак — это товарный знак, отражающий объединение юридических лиц, который предназначен для обозначения совместно выпускаемых и реализуемых им товаров. Международным законом предусмотрены возможность регистрации товарного знака в другом государстве для юридических и физических лиц в соответствии с международными договорами РБ.
Порядок регистрации товарных знаков и знаков обслуживания
Товарные знаки и знаки обслуживания призваны выполнять определенные функции, которые необходимо учесть при их создании.
Главные функции образования товарных знаков:
- обозначение специфики предприятия;
- индивидуализация, подтверждающая качество продукции или оказания услуг.
Государство охраняет и защищает право на обладание товарным знаком и знаком обслуживания. Для государственной регистрации в РФ сформирован специальный патентный орган. На основании государственной регистрации товарного знака выдается свидетельство, удостоверяющее принадлежность знака — правообладателя на товарный знак и знак обслуживания. Только субъект, на имя которого получено свидетельство на товарный знак, обладает исключительным правом на использование этого товарного знака. Таким субъектом (правообладателем) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Заявление на регистрацию товарного знака и знака обслуживания составляется исключительно по одному товарному знаку.
Документы, необходимые для регистрации товарного знака и знака обслуживания:
- заявлении о регистрации, в котором указываются реквизиты, и к которому прилагаются копии сертификатов качества товара, паспортные данные заявителя;
- заявляемое обозначение (товарный знак, логотип);
- перечень товаров и услуг, для которых запрашивается регистрация товарного знака;
- копия квитанции об оплате госпошлины.
Заявка на регистрацию товарного знака проходит экспертную проверку, осуществляемую патентным органом. Проверка включает в себя: предварительную экспертизу; проверка на наличие и правильное оформление всех документом, уплату госпошлины, срок проверки составляет 2 месяца от даты подачи заявления; экспертизу заявленного обозначения; проверяется соответствие заявленного обозначения всем законным требованиям по оформлению товарного знака.
Исключительное право на товарный знак выдается на десять лет со дня подачи заявления о государственной регистрации товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Продление этого срока возможно по заявлению правообладателя, в течение последнего года действия.
Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака и знака обслуживания
При несоблюдении общепринятых правил о регистрации товарного знака и знака обслуживания патентный орган имеет право отказать в регистрации.
Регистрация товарных знаков не допускается по следующим основаниям:
- отсутствие признаков отличия от других знаков, т.е. характерного графического исполнения;
- наличие признаков элементов, ранее использованных в других зарегистрированных товарных знаках и знаках отличия;
- наличие общепринятых символов и терминов, условных обозначений, используемых в науке, технике и т.д.
Не подлежат регистрации следующие разновидности товарных знаков: состоящие исключительно из обозначений, которые представляют собой государственную символику, или символику межправительственных организаций и т.д.; схожих товарных знаков, зарегистрированных согласно международному договору. Регистрация с подобными ранее зарегистрированными элементами допускается исключительно по письменному согласию владельца такого знака.
Гражданским кодексом РФ предусмотрены специальные правила для общеизвестных товарных знаков и знаков отличия. Общепринятыми знаками отличия являются знаки, принятые общеизвестными товарными знаками по решению органа исполнительной власти, или в результате повсеместного использования в РФ. Для бессрочного товарного знака предоставляется правовая охрана, действующая бессрочно.