Правотворчество в гражданском праве
Правотворчество затрагивает все сферы правовой жизни, не является исключением и гражданское право. Как известно, оно затрагивает большую часть отношений, возникающих между людьми, поэтому имеет особенную ценность для общества. Соответственно, в гражданском праве используются принципы, которые лежат в основе правотворчества в данной сфере.
Принципы правотворчества – это руководящие начала, определяющие требования к деятельности компетентных органов, которые осуществляют действия по отношению к нормативно-правовым актам (НПА) – принятие, отмена или замена.
К основным принципам правотворчества в гражданском праве относится целый ряд положений, среди которых указанные ниже.
- Принцип законности. Очевидно, что НПА могут принимать только субъекты, наделенные соответствующими полномочиями и в определенных пределах, установленных законодательно. Обязательно соблюдение процедуры по подготовке, обсуждению, принятию, опубликованию. НПА не должен вступать в противоречие с Конституцией, федеральными законами, основополагающими нормами международного права и пр.
- Принцип демократизма. Указанное начало предполагает возможность обращения граждан в правотворческие органы с предложениями, замечаниями и пожеланиями по совершенствованию права.
- Принцип гласности – принимаемые правотворческими органами акты обязательно должны опубликовываться, что закреплено в ст. 15 Конституции.
- Принцип научности предполагает применение научных данных (юридические, социологические, экономические и пр.) в процессе подготовки НПА.
- Принцип профессионализма закрепляет компетентность работников и необходимость профессиональных знаний.
- Принцип оперативности подразумевает своевременное принятие и издание НПА, это повышает эффективность их использования. Он направлен на ликвидацию законодательных пробелов, своевременную отмену или изменение устаревших актов, приостановление действия актов в силу несоответствия Конституции и пр.
- Принцип системности заключается в согласовании готовящихся НПА с нормами действующего законодательства, дабы избежать коллизий, дублирования и пр.
- Связь правотворчества и практики показывает эффективность принимаемых НПА.
Законотворчество как элемент правотворчества в гражданском праве
Законотворчество является основной формой правотворчества высших представительных (законодательных) органов государства, которых избирают граждане. Данные органы имеют право на принятие законов (актов высшей юридической силы).
Подзаконное нормотворчество заключается в принятии нормативных правовых актов в развитие федеральных законов такими субъектами правотворчества, как Президент РФ, Правительство РФ, министерства, ведомства, местные органы управления, губернаторы, главы администраций и пр. Фактически, данные субъекты относятся к органам исполнительной власти.
Разновидностью правотворчества является и референдум, т.е. всенародное голосовании по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Существуют следующие виды референдумов:
- федеральные,
- региональные,
- муниципальные.
Нормотворчество органов местного самоуправления заключается в праве представительных органов местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований принимать НПА по отношению к вопросам местного значения.
Договорное нормотворчество представлено в виде процесса заключения нормативных соглашений, которые устанавливают соответствующие правовые правила для сторон.