Общая характеристика механизма правотворчества
Правотворческая деятельность, независимо от уровня на котором она осуществляется, всегда характеризуется своей исключительной сложностью и многогранностью. При этом в процессе изучения данной процедуры существует потребность исследования не отдельных ее форм или проявления, а комплексно, в системе, что позволяет сформировать единой представление об исследуемой категории государственно-властной деятельности.
Для достижения описанной выше цели в правовой доктрине сформирована категория механизма правотворчества, дефиниция которой представляется следующим образом:
Механизм правотворчества представляет собой научно-прикладную категорию, отражающую целостное видение институтов нормообразования, содержание которой представлено совокупностью социально-правовых инструментов и средств, при их предназначении для целей формирования системы нормативно-правового регулирования существующих в обществе явлений и процессов.
Иными словами, механизм правотворчества представлен в юридической науке как совокупность средств, направленных на создание, преобразование или отмену действующих правовых предписаний.
Состав и структура механизма правотворчества
Более подробный анализ структуры механизма правотворчества позволяет выделять следующие ключевые элементы:
- Средства мониторинга и оценки текущего состояния правовой системы;
- Средства концептуального правотворчества, то есть такие, которые направлены на разработку видения будущих источников правового регулирования общественных отношений;
- Средства характерные для первоначальных этапов правотворческой деятельности, то есть направленные на подготовку проектов нормативно-правовых актов уполномоченными субъектами;
- Средства используемые субъектом правотворчества на основных стадиях рассматриваемого процесса, то есть средства представления проекта нормативно-правового акта в правотворческих орган и его последующего обсуждения;
- Средства принятия, подписания и утверждения разработанных и усовершенствованных силами средств описанных выше нормативно-правовых актов, после чего они наделяются свойством общеобязательности и юридической силы.
Характеризуя механизм правотворчества можно говорить о существовании его особенного объекта и субъектов.
Так, объектом правотворческого механизма является обладающая свойством потребности в правовом регулировании система существующих в государстве общественных явлений и процессов, при условии возможности их упорядочения правовыми средствами.
В свою очередь, субъектами механизма правотворчества выступают две группы участников:
- Само государство, а также наделенные государственно-властными полномочиями по принятию, совершенствованию и отмене юридических норм органы государственной власти и их должностные лица;
- Граждане, политические партии и общественные объединения, которые будучи ключевыми субъектами политической жизни государства, задают направления его развития, участвуют в определении ключевых объектов будущего правового регулирования, обращают внимание законодателя на неурегулированные, но нуждающиеся в нем сферы человеческой жизнедеятельности и т.д.
Кроме того, важным элементом структуры механизма правотворчества, наряду со средствами характерными для каждой из его стадий, выступает категория юридической техники, представляющей собой совокупность требований, правил, которые необходимо выполнять в процессе подготовки проектов нормативных актовв связи с чем, можно говорить о, своего рода, сквозном характере средств юридической техники во всей процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов уполномоченными субъектами.